Preview

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Расширенный поиск
№ 7 (2024)
Скачать выпуск PDF

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХРОНИКА

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

17-27 784
Аннотация

В статье анализируется тенденция расширения предмета финансово-правового регулирования в современных условиях, что обусловлено объективными причинами, к которым, в частности, относятся увеличение и усложнение взаимосвязей между субъектами, информатизация финансовой сферы, всех направлений финансовой деятельности, появление новых видов общественных отношений, которые объективно нуждаются в регулировании нормами финансового права и к которым можно отнести формирование децентрализованных негосударственных денежных фондов, предназначенных для обеспечения публичных интересов; появление новых групп отношений в сферах, ранее не регулируемых финансовым правом, в частности в области финансового рынка, которые в современных условиях также становятся предметом публично-правового, в том числе финансового, регулирования. Происходящие изменения связаны и с новыми характеристиками метода финансового права. Возникающие новые финансовые отношения объективно включены в функционирование финансовой системы общества, что, в свою очередь, оказывает влияние на построение системы финансового права, ее усложнение, характеризующееся появлением не только новых институтов, но и подотраслей финансового права.

28-34 253
Аннотация

Статья посвящена формулировке авторского подхода к определению и структуре современной системы финансового права РФ. Финансовое право, как и любая другая отрасль российского права, имеет свою систему, определение содержания которой, в отличие от большинства отраслей российского права, осложнено отсутствием единого кодифицированного нормативного правового акта и наличием регионального и местного уровней правового регулирования. В статье рассматриваются как классический подход к системе финансового права, так и новые инновационные подходы, связанные с переструктурированием ее отдельных элементов. Система финансового права в статье рассматривается как горизонтально, с разделением на общую, особенную и специальную части, так и вертикально, с делением на федеральное, региональное и муниципальное финансовое право. В ходе исследования автором делается вывод, что многие современные изменения в системе финансового права носят локальный характер и связаны с авторской позицией конкретного исследователя. Автор придерживается классического подхода к системе финансового права, так как это, по мнению автора, позволит обеспечить стабильность и единообразие образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях, что должно качественно повлиять на процесс преподавания.

35-43 261
Аннотация

С учетом развития концепции «сервисного государства» предлагается проанализировать возможность определения неправовых форм финансовой деятельности государства. Зарубежная и отечественная наука рассматривают организационную деятельность государства посредством выстраивания клиентских отношений между государством и обществом с использованием различных информационных технологий, позволяющих предоставлять государственные и муниципальные услуги. В этой связи уместно говорить о предоставляемых услугах, связанных с финансовой сферой. Автор приходит к следующим выводам: а) хотя правовые формы финансовой деятельности государства являются преобладающими, тем не менее развиваются и неправовые формы в условиях цифровизации государственного управления; б) к неправовым формам финансовой деятельности государства следует отнести: портал государственных услуг Российской Федерации; единую информационную систему в сфере закупок; личный кабинет налогоплательщика; единый портал бюджетной системы РФ «Электронный бюджет».

44-51 221
Аннотация

Взяв курс на формирование «экологической цивилизации», Китайская Народная Республика уделяет особое внимание экологическому законодательству, созданию современной системы «зеленой» экономики и «зеленых» финансов. Эффективность нормативно-правового регулирования экологических отношений во многом зависит от наличия финансовых гарантий соответствующих природоохранных норм. Одной из таких гарантий выступает сравнительно недавно появившийся в фискальной системе КНР налог на охрану окружающей среды.

В статье проанализированы основные элементы этого налога (налогоплательщики, объект налогообложения, ставки, порядок исчисления и уплаты и т.д.), рассмотрена система налоговых льгот. Особое внимание уделено специфике налогового администрирования (особенностям налогового контроля, правил подачи налоговой декларации), организации сотрудничества налоговых органов с органами по охране окружающей среды, взаимодействию налогового контроля и экологического мониторинга.

52-57 249
Аннотация

Научная работа посвящена оценке современного состояния российской финансовой системы. В первой части исследования приводятся эмпирические данные о доходах и расходах бюджета как макроюридическом институте в характеристике состояния российской финансовой системы. Во второй части описаны новые векторы правового регулирования финансового рынка — предпринята попытка разрешить академический спор о стержневом закреплении государственных и муниципальных заимствований с позиции целеполагания финансового рынка.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

58-66 624
Аннотация

Ключевыми характеристиками правового статуса публично-правовых образований как субъектов финансового права являются публичность, властные полномочия, суверенитет, а также финансовая основа (фонды денежных средств). В рамках финансовой деятельности сочетаются единство системы публичной власти и обусловленное федеративным устройством разграничение полномочий между уровнями власти. В связи с этим особенно важно определить правосубъектность публично-правовых образований в финансовом праве. На основе анализа норм Конституции РФ, а также норм финансового права можно сделать вывод о том, что из всех видов финансовых правоотношений Российская Федерация самостоятельно участвует только в бюджетных правоотношениях. В бюджетном праве государство имеет не только обязанности по регулированию, распределению и контролю, но также и права, среди которых главное — это право на собственный бюджет. Федеральный бюджет не является бюджетом какого-либо органа власти, его составившего или принявшего, а представляет собой форму образования и расходования денежных средств всей России и в данном контексте охватывает всех субъектов права уровня публичных образований, органов власти, юридических и физических лиц. Следовательно, посредством бюджетных полномочий Российская Федерация взаимодействует со всеми субъектами финансового права, вовлекая их, прямо или косвенно, в правоотношения по поводу публичных фондов денежных средств.

67-78 205
Аннотация

В рамках представленной статьи анализируется система документов стратегического планирования федерального уровня в искомой сфере (финансового рынка), на основании чего уясняется влияние указанных актов на возникновение и функционирование финансово-правовых институтов, в том числе носящих комплексный характер. Обосновывается позиция, согласно которой посредством документов стратегического планирования обеспечивается целенаправленность финансовой деятельности, ее соответствие общим перспективным задачам государства на современном этапе. Делается вывод о том, что указанные документы, являясь формально определенными, в отличие от ряда не нашедших нормативного закрепления общих и специальных принципов финансового права, выступают вектором для создания и совершенствования финансово-правовых норм. Подтверждается предположение о том, что посредством анализируемых документов обеспечивается последующая реализация принципов финансового права с точки зрения как целеполагания, так и финансовой обеспеченности соответствующих действий. Обосновывается особая роль ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию РФ как отправной точки для дальнейшего развития законодательства и принятия управленческих решений в сфере финансовой деятельности.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС

79-87 170
Аннотация

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с правовыми особенностями формирования и использования основного суверенного фонда Российской Федерации в условиях экономического кризиса. Основой проводимого исследования стали объективные потребности современного российского общества в достижении национальных целей развития государства и в незыблемости его суверенитета, что обусловливает особую актуальность эффективного функционирования Фонда национального благосостояния для противодействия санкционному давлению недружественных стран. Установлено, что Фонд национального благосостояния РФ может быть рассмотрен с разных позиций как многоаспектное понятие: как вид экономических отношений, как формируемый внутри федерального бюджета целевой фонд денежных средств, как совокупность взаимоувязанных специализированных полномочий органов публичной власти и как один из ключевых первичных методов бюджетного регулирования. В ходе проведенного исследования выделены отдельные аспекты правового регулирования общественных отношений по образованию, распределению и использованию Фонда национального благосостояния, которые нуждаются в актуализации и видоизменении. Сформулированы концептуальные предложения, направленные на доктринирование и урегулирование указанных групп общественных отношений в нормах финансового права.

88-95 307
Аннотация

В статье выявлены элементы системы контроля, на основе которых раскрыта организационно-функциональная структура контрольного мониторинга как метода внутреннего государственного финансового контроля. Дана дефиниция бюджетной процедуры и с учетом полномочий органа внутреннего государственного финансового контроля конкретизированы бюджетные процедуры, в рамках которых осуществляется контрольный мониторинг. Определен предмет контрольного мониторинга: обеспечение выполнения объектом контроля правил ведения бухгалтерского учета, составление и предоставление бухгалтерской (финансовой) отчетности, исполнение условий договоров (соглашений) по предоставлению бюджетных средств, предоставление отчетов о реализации государственных программ и государственных заданий и др. Реализация полномочий по проведению контрольного мониторинга осуществляется путем оперативного и инициативного взаимодействия объектов контроля и Федерального казначейства через автоматизированные (информационные) системы, что позволяет в режиме реального времени получить данные об использовании финансовых средств и сформировать мотивировочное мнение о необходимости корректировки финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля.

96-104 186
Аннотация

В предлагаемой статье проанализированы правовые особенности бюджетов государственных внебюджетных фондов как целевых централизованных фондов. Охарактеризован правовой статус государственных внебюджетных фондов как юридических лиц, уделено внимание вопросу их организационно-правовой формы. Делается вывод о том, что Социальный фонд России, его органы и подразделения составляют централизованную систему, вместе с тем система ФОМС и территориальных фондов, которые обладают значительными полномочиями, носит децентрализованный характер. Кроме того, рассмотрены и общие вопросы бюджетного регулирования фондов: процедура составления и утверждения бюджетов, виды доходов и расходов, предполагающих целевой характер, формирование и утверждение отчетной документации.

105-112 195
Аннотация

В статье по результатам проведенного автором исследования выявляются основные требования к формированию государственных и муниципальных заданий государственных (муниципальных) учреждений, а также анализируются нормативные акты, их закрепляющие и оказывающие влияние на оценку органами бюджетного контроля соблюдения порядка формирования и исполнения государственного и муниципального задания. Анализируются особенности правового регулирования формирования задания и требований к нему, связанные с уровнем публично-правового образования — учредителя и отраслевыми особенностями деятельности самого учреждения. Указывается, что значения показателей выполнения задания и допустимые отклонения от их достижения не всегда совпадают в отношении сходных или аналогичных услуг в разных отраслях, что следует учитывать при определении, имело ли место нарушение. Автор исследует правовую основу привлечения к ответственности за нарушения, связанные с формированием и исполнением задания, в том числе его финансированием за счет средств бюджета. На основе анализа норм права и судебной практики выделяются некоторые особенности подходов контрольных органов и судов к оценке таких нарушений.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. НАЛОГОВОЕ ПРАВО

113-119 218
Аннотация

В статье предлагается адаптировать китайский опыт медиации применительно к альтернативному урегулированию налоговых споров в России. Авторы изучают нормативно-правовое регулирование китайской народной медиации, ее принципы, а также порядок образования и бесплатного осуществления деятельности народных примирительных комиссий в Китае. В статье обосновывается наличие принципа доступности медиации в системе принципов медиации Китая. Авторы вносят предложения по введению принципа доступности процедуры медиации в налоговой сфере, по установлению специальных требований к налоговым медиаторам (консультантам), определению механизма государственного финансирования медиативной процедуры, участниками которой являются физические лица.

120-128 213
Аннотация

Статья посвящена вопросам применения налоговых льгот, установленных для организаций в области информационных технологий. В рамках статьи анализируются условия применения льгот по маневру в ИТ-отрасли. Для целей исследования авторы рассматривают актуальные проблемы, связанные с квалификацией отдельных видов доходов в составе дохода от ИТ-деятельности. Отмечается, что в составе дохода от ИТ-деятельности не учитываются доходы, полученные с использованием программ для ЭВМ, баз данных, связанных с получением банковских, финансовых услуг. Однако законодательство РФ не содержит точного определения понятия «финансовая услуга», в нем отсутствует понятие «банковская услуга». Кроме того, авторами сформулировано предложение по совершенствованию законодательства в данной сфере.

129-136 166
Аннотация

В статье рассматривается опыт внедрения клиентоориентированной модели налогового администрирования на примере Канады и других зарубежных стран. Анализируются стратегические приоритеты модели, ряд программ и инициатив для канадских налогоплательщиков, зарубежные практики сбора обратной связи, пользовательский опыт. Делается вывод, что клиентоориентированный подход способствует созданию атмосферы партнерства, взаимного доверия и сотрудничества. На основе изученного опыта формируются рекомендации по внедрению принципов клиентоцентричности в деятельность ФНС России.

137-148 108
Аннотация

Фискальные и иные платежи подразделяются на внутренние и внешние, которые подчинены определенному правовому регулированию. Внешние фискальные платежи применяются при перемещении товаров через таможенную границу государства (территории). Так как статус субъекта международного права зависит от отношения (решения) других государств и территорий, закономерно предположить, что в случае с непризнанным государством существует некая специфика правовых основ и состава внешних фискальных и иных платежей. Это действительно так, но в части правового регулирования очевидно, что из-за отсутствия признания в качестве субъекта международного права у некоторых территорий ограничено количество отдельных источников, например, торговых соглашений. Непризнанное государство может быть членом международной организации. По всей видимости, нахождение в рамках глобальной торговой системы имеет значение для состава внешних фискальных и иных платежей, но не для правовых основ.

В настоящей статье предпринята попытка комплексного рассмотрения правовых основ, а также состава внешних фискальных и иных платежей Китайской Республики (Тайваня), с идентификацией особенностей, сопутствующих статусу непризнанного государства.

149-154 161
Аннотация

Статья посвящена новым возможностям использования цифровых технологий ФНС, анализу меняющихся в связи с этим требований к учетным программам, инновационным методам ведения аналитической работы налоговых органов по выявлению отклонений предоставленной налогоплательщиками финансовой отчетности от иных имеющихся у налоговых контролеров баз данных и разрывов с ними по ключевым отчетным показателям. В рамках статьи автором раскрываются изменения требований к налоговой и финансовой отчетности, вступившие в силу в 2024 г., и даются рекомендации в отношении возможных рисков, на которые обращает внимание ФНС при камеральных проверках. Также автором указывается, как стоит действовать налогоплательщикам, чтобы обезопасить свою организацию от претензий и санкций Федеральной налоговой службы.

155-162 215
Аннотация

Цифровая трансформация обязанности исчисления и уплаты налога представляет собой стадийный процесс, и каждому из периодов развития правового регулирования об уплате налогов соответствуют свои особенности и тенденции. В ходе исследования выделено три этапа разработки новых положений налогового законодательства об уплате налогов, связанных с цифровизацией экономики: автоматизация (информатизация), собственно цифовизация и роботизация, предполагающая внедрение технологии искусственного интеллекта. Автор указывает на особенности внедрения цифровых сервисов ФНС России в процесс исчисления и уплаты налога, а также подчеркивает усиление тенденции налогового (фискального) унитаризма в связи с внедрением механизма единого налогового платежа. В контексте взаимосвязи блокчейна и преобразования ФНС России в цифровую платформу приводится анализ развития концепции «умного» налогообложения. Для характеристики этапа роботизации исполнения обязанности по уплате налога приводятся примеры использования искусственного интеллекта в сфере налогообложения, а также обращается внимание на ценность внедрения принципа человекоцентричности использования искусственного интеллекта в налоговых отношениях.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО И СТРАХОВОГО ДЕЛА, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

163-171 150
Аннотация

Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с возможностью хеджировать риски с использованием цифровых валют и цифровых финансовых активов. Авторами анализируется сущность хеджирования как одного из ключевых факторов осуществления коммерческой деятельности, его действующее правовое регулирование, определяются финансовые риски, которые могут быть захеджированы, а также перспективы использования цифровых активов как инструмента управления рисками. Авторами также приводятся конкретные примеры совершения сделок хеджирования с использованием цифровых активов.

Авторы полагают, что выстраивание системы правового регулирования в отношении хеджирования с цифровыми активами должно быть нацелено в первую очередь на разграничение хеджирующих сделок и спекулятивных высокорискованных операций с финансовыми инструментами, возникающими на рынке.

172-181 177
Аннотация

В статье рассматриваются некоторые вопросы санкционных ограничений стран коллективного Запада в отношении финансового рынка России, введенные после начала специальной военной операции на Украине. Описывается влияние данных санкций на функционирование фондового рынка страны, а также принятые государственными структурами антисанкционные меры. На основе выявленной проблематики сформулированы и обоснованы некоторые выводы и предложения по совершенствованию правового регулирования фондового рынка с целью обеспечения государственного суверенитета страны.

182-187 173
Аннотация

В статье уделяется внимание интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Автор раскрывает специфику правового регулирования Союзного государства, а также такого экономического объединения, как Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В работе раскрываются полномочия органов, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия на фондовом рынке, рассматриваются специфические черты надзора на данном рынке. Отмечается, что рынок ценных бумаг Белоруссии недостаточно развит и ориентирован преимущественно на Россию. Автор считает, что в современных условиях повышается интерес у российских компаний по углублению кооперации c организациями из данного государства.

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

188-197 302
Аннотация

Проблема подзаконного нормотворчества является одной из актуальных в теории и практике финансового права. Объясняется это рядом причин, одной из которых остается потребность в построении внутренне согласованной системы финансово-правового регулирования. Указы Президента РФ в этой системе занимают особое место в силу особого положения его в механизме государственной власти. При этом механизм президентской власти недостаточно изучен и требует проведения дополнительного исследования.

Предметом исследования настоящей статьи является правовая природа и роль Указов Президента РФ в условиях нарастания ограничительных мер (санкций) со стороны недружественных стран. Анализируется регулирование финансово-правовых отношений посредством Указов Президента РФ, отражающее проблемы теории и практики.

198-204 208
Аннотация

В настоящей статье анализируются и сопоставляются доктринальные определения понятия «“зеленые” финансы», а также связанные с ним категории. Автор предлагает разграничивать частноправовой и публично-правовой подход к определению рассматриваемой категории. Определяется, что с позиции публично-правового подхода под «зелеными» финансами следует понимать общественные отношения, возникающие в процессе аккумулирования, распределения (перераспределения) и использования средств государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, направленных на финансовое обеспечение охраны окружающей среды, а также осуществление финансового контроля в указанной области.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ

 
210-211 79
Аннотация

Главным звеном кредитно-денежной системы любого государства является центральный банк. В различных государствах такие банки называются по-своему: эмиссионные, государственные, Банк Англии, Банк Японии, Федеральная резервная система США и т.д. Центральные банки исторически возникли как коммерческие банки, наделенные правом эмиссии банкнот.

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. Памятники права

ПОСТСКРИПТУМ

216-219 77
Аннотация

В настоящем номере журнала мы продолжаем рассказывать о фразеологизмах как неотъемлемой части нашей речи. Уже много поколений людей используют фразеологизмы в живой разговорной речи, понимая, что они являются, пожалуй, самым ярким выражением человеческих эмоций и чувств.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-5998 (Print)
ISSN 2782-6163 (Online)