
Журнал «Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» — научный юридический журнал, который включает в себя материалы теоретического и научно-популярного характера. Журнал учрежден Московским государственным юридическим университетом имени О.Е. Кутафина (МГЮА) в апреле 2014 г., посвящен современным проблемам различных отраслей права и правоприменительной практики. Особенность журнала состоит в том, что он представляет собой площадку для опубликования результатов научных изысканий как ученых с именем, так и молодых, начинающих исследователей. Каждый номер посвящен определенной отрасли права, что в значительной степени отличает его от других научных журналов. С учетом особенностей жанровой подачи материалов в периодических научных изданиях в «Вестнике Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» публикуются: научные статьи, интервью, информация, очерки и др.
- Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (свидетельство ПИ № ФС77-67361 от 5 октября 2016 г.) и Международным центром ISSN (ISSN 2311-5998).
- Рекомендован Высшей аттестационной комиссией Министерства науки и высшего образования РФ для публикации основных результатов диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
- Каждой статье присваивается индивидуальный международный индекс DOI.
- Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
- Включен в научную электронную библиотеку «КиберЛенинка»
Текущий выпуск
СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ 
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХРОНИКА 
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Стартап как ВКР 
В статье показано становление, выявлены задачи программы «Стартап как ВКР». Представлен опыт Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) по реализации данного проекта от этапа принятия решения до защиты первых работ, выполненных в форме стартап-проекта. С учетом результатов прохождения полного цикла программы «Стартап как ВКР» сформулированы общие принципы ее реализации. Высказаны методические и организационные предложения по совершенствованию программы «Стартап как ВКР».
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Предпринимательская деятельность в реальном секторе экономики 
В статье освещены меры правовой поддержки российского предпринимательства, введенные на федеральном уровне с 2022 г. Проанализированы финансовые и налоговые меры поддержки предпринимательства, а также меры, связанные со снижением административной нагрузки на бизнес, с облегчением импорта зарубежных товаров. Выявлена адресность мер поддержки, выражающаяся в двух направлениях: в закреплении конкретных сфер российской экономики, субъекты которых могут ими воспользоваться (особое внимание уделяется IT-отрасли), а также в поддержке молодых предпринимателей. Отмечена оперативность принимаемых новых мер, их значительное число за исследуемый период, а также имеющиеся корректировки, свидетельствующие о нехватке товаров российского производства в некоторых областях экономики. В заключение приводится пример ужесточения налоговой политики в отношении крупных компаний, что отражает политику страны, направленную на поддержку более мелких игроков рынка.
В статье анализируются проблемы правового регулирования авиационной промышленности в России, вызванные как внешними факторами (критическая зависимость от импортных технологий и комплектующих, ущерб от санкций, введенных недружественными иностранными государствами и их союзами), так и внутренними (длительный срок производства воздушных судов, устаревание производственной инфраструктуры, отсутствие системы послепродажного обслуживания). Автор приходит к выводу, что дальнейшее развитие авиастроения зависит от взвешенной государственной политики, эффективности применения мер государственной поддержки, направленных на импортозамещение и локализацию производства, а также от соответствующего целям государственного регулирования использования правовых инструментов, позволяющих привлечь частные инвестиции, в том числе иностранные.
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы определения роли и пределов участия некоммерческих организаций в реальном секторе экономики. На основе проведенного анализа доктрины, нормативных правовых актов и судебной практики обосновывается, что правовой режим хозяйственной деятельности НКО обусловлен особенностями правового статуса и правосубъектностью некоммерческих организаций, а большинство НКО являются участниками реального сектора экономики. При этом в законодательстве не в должной мере регламентирован механизм обеспечения баланса интересов НКО и их контрагентов, в том числе потребителей.
В статье рассматриваются основные виды услуг как предмет предпринимательской деятельности. В статье дается авторское определение услуг. Отмечены особенности оказания услуг, неисчерпывающий перечень которых перечислен в ст. 779 ГК РФ, различия между консультационными и информационными услугами. Указаны субъекты оказания услуг и предъявляемые к ним требования (лицензия, членство в саморегулируемой организации). Для оказания услуг в соответствующих случаях требуется профессиональная подготовка. Рассматриваются примеры документального подтверждения квалификации лица, оказывающего услуги. Услуги осуществляются на основе договоров. Дана характеристика договоров, а также таких условий, как конфиденциальность, качество услуг и др. Рассмотрены способы фиксации выявленных недостатков качества услуг.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Правовые режимы экономической деятельности 
Ограничения в отношении российского финансового сектора со стороны иностранных государств, их объединений и международных организаций, а также ответные меры со стороны России в своей совокупности можно охарактеризовать как санкционный режим осуществления предпринимательской деятельности на рынке ценных бумаг и коллективных инвестиций. В статье раскрывается основное содержание указанных санкционных ограничений и ответных мер. Санкционный режим призван стать базой для пересмотра ряда принципов организации и функционирования рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций. Требуется перестройка созданного в России международного финансового центра, исходя из презумпции наличия риска внезапных недружественных действий со стороны любого из иностранных государств или финансовых институтов, даже если таковые являются дружественными по состоянию на сегодняшний день. Упор должен быть сделан на развитие национальных институтов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций, которыми в значительной мере должны быть замещены соответствующие иностранные институты. Принцип открытости и прозрачности российского фондового рынка подлежит пересмотру.
В статье исследуется правовой статус граждан, предъявивших требования в деле о банкротстве застройщика. Представлен анализ изменения легального определения понятия «участник строительства» в связи с исключением из него юридических лиц. Разграничены требования граждан, удовлетворяющих свои потребности в жилище, и граждан, преследующих инвестиционные цели. Сделан вывод о тождественности правового положения участников строительства, имеющих как денежные, так и неденежные притязания к застройщику. Проанализированы правовые позиции Верховного Суда РФ о понижении в очередности требований участников строительства, преследующих цели инвестирования. Предложено внести изменения в Закон о банкротстве, направленные на соблюдение принципа правовой определенности.
Торги в банкротстве выполняют несколько функций, связанных с максимизацией прибыли, прозрачностью процедуры, защитой частных интересов кредиторов и несостоятельного должника. Договоры, заключаемые на таких торгах, имеют значительные предпринимательские риски в связи с высокой вероятностью их оспаривания заинтересованными лицами, возможными правовыми дефектами имущества и имущественных прав, реализуемых на торгах, ограниченным применением норм обязательственного права к требованиям об исполнении договорных обязательств в натуре. Участие в торгах означает принятие на себя предпринимательских рисков при условии добросовестного раскрытия информации арбитражным управляющим. Защита интереса победителя торгов ограничена интересами кредиторов несостоятельного должника.
В статье обозначены основные направления развития аудиторской деятельности на современном этапе. Положительно оценивая перспективу функционирования единого рынка аудиторских услуг в рамках ЕАЭС, автор прогнозирует и возможные сложности в части дополнительной административной нагрузки на аудиторов и аудиторские организации. На примере исследования сущности обязательного аудита продемонстрировано размывание риск-ориентированного подхода при осуществлении внешнего контроля деятельности аудиторских организаций, оказывающих аудиторские услуги общественно значимым организациям. Проиллюстрирована практическая несостоятельность отдельных профилактических мероприятий в рамках осуществления государственного контроля в области аудиторской деятельности.
В статье рассмотрена новая форма государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, стимулирующая добросовестное поведение предпринимателей в различных сферах товарного и финансового рынков. Государственная политика, направленная на содействие реализации принципа добросовестного поведения в договорных отношениях, обусловлена как возникновением и развитием новых общественных отношений и внедрением цифровых технологий, так и санкционным давлением на Россию со стороны недружественных стран, повлекшим трудности в исполнении договорных обязательств. Государство поддерживает развитие института саморегулирования, способного обеспечить взаимный интерес поставщиков и покупателей, заказчиков и исполнителей путем разработки актов рекомендательного характера, разъясняющих содержание недобросовестных и добросовестных деловых практик. Сделан вывод, что такие документы являются актами неофициального разъяснения гражданско-правового принципа добросовестного поведения, закрепленного в ГК РФ.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Цифровой бизнес, самозанятость, микропредпринимательство и технологизация экономики 
Достижение национальной цели цифровой трансформации общества обусловлено доступностью современных и качественных цифровых сервисов широким слоям бизнеса, среди которых количественно преобладают микропредприятия и самозанятые. В свою очередь, цифровой бизнес испытывает потребность в получении больших объемов данных от субъектов предпринимательства, анализ которых позволяет принимать важнейшие управленческие решения и обеспечивает разработку новых цифровых продуктов на основе алгоритмов искусственного интеллекта. Представлен обзор онлайн-сервисов, предназначенных для самозанятых, микропредприятий и используемых ими как на безвозмездной, так и на возмездной основе. Сделан вывод о симбиотическом характере рассматриваемых отношений. Выявлены такие факторы риска, как попадание самозанятых и микропредприятий в зависимость от цифровых сервисов крупных поставщиков, невозможность для субъектов МСП, разрабатывающих аналогичные цифровые сервисы, на равных конкурировать с «цифровыми гигантами». Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования цифровой экосистемы, ориентированной на потребности субъектов МСП и самозанятых граждан.
Четвертая промышленная революция предопределила цифровизацию всех сфер жизни: от появления интернета вещей и 3D-печати до создания единого цифрового экономического пространства. Неслучайно одним из приоритетных направлений Стратегии развития национальной платежной системы на 2021—2023 годы является активное внедрение инновационных платежных технологий и расширение сферы применения электронных средств платежа. Очередным подтверждением динамичного развития в этом направлении является легализованное с 01.08.2023 внедрение в экономику России, наряду c наличной и безналичной формами национальной валюты дополнительной формы — цифрового рубля. Достаточно эффективными оказались пилотные проекты по использованию в реальном секторе экономики и качественно нового финансового инструмента — цифрового финансового актива. Применение новых цифровых финансовых инструментов неизбежно влечет необходимость формирования нового вектора развития права, новых правоотношений, формирующихся под влиянием цифровых технологий. Однако до сих пор остается не до конца определенной правовая природа цифрового финансового актива. Его правовое регулирование весьма противоречиво, что значительно замедляет практику его использования и создает дополнительные риски. В данной статье рассмотрены аспекты положительного влияния применения в реальном секторе экономики цифровых финансовых активов, перспективы, a также риски широкомасштабного использования данного финансового инструмента.
В последнее десятилетие субъекты предпринимательской деятельности из самых разных отраслей предпринимают действия, направленные на изучение и использование инноваций в области цифровых технологий. Продолжающаяся цифровая трансформация, т.е. глубокая и ускоряющаяся трансформация процессов, деятельности и компетенций компаний, позволяет воспользоваться изменениями и предпринимательскими возможностями. Быстрый рост цифровых технологий вызывает огромные изменения. Включение цифровых технологий в бизнес-контекст подразумевает серьезные проблемы для компаний. Но в то же время появляются многообещающие возможности для целых отраслей и последующего появления совершенно новых бизнес-моделей, построенных на основе революционных инноваций. Автор делает вывод, что преимущества цифровой трансформации включают повышение производительности (и продаж), инновации в создании ценности и развитие взаимодействия с клиентами.
В статье рассматриваются правовые основы осуществления государственного контроля предпринимательской деятельности в условиях цифровой трансформации государственного управления в Российской Федерации, раскрываются основные элементы информационного обеспечения контрольной деятельности государственных органов, предусмотренные законодательством, а также особенности инфраструктуры информационного взаимодействия в сфере государственного контроля предпринимательской деятельности. В статье затрагиваются вопросы формирования цифровой экосистемы государственного контроля и ее правового регулирования.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Семейное и женское предпринимательство 
Ни в одной правовой системе мира на сегодняшний день не существует идеально развитого института реорганизации семейных компаний, функционирующих в качестве семейной организации бизнеса и ведения предпринимательской деятельности. Прежде всего это связано с тем, что объектом и одновременно субъектом такого рода предпринимательских правоотношений выступают семейные компании как юридические лица, которые, как известно, являются весьма абстрактной конструкцией. При этом их статус четко законодательно не определен. В статье установлены сущностные особенности реорганизации семейных компаний в Великобритании и Испании, которые определены в качестве направлений прогрессивного развития семейного предпринимательства в Российской Федерации посредством совершенствования законодательного регулирования реорганизации отечественных семейных предприятий.
В статье рассмотрены актуальные аспекты развития правового регулирования семейного предпринимательства в Российской Федерации. Несмотря на значимость данной формы экономической активности для хозяйственной сферы, в законодательстве присутствует заметный дефицит соответствующих норм права. В статье обозначены организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности, близкие по своей правовой природе семейному предпринимательству. Раскрыта правовая природа бизнеса супругов как объекта права. Отмечен особый комплексный правовой режим бизнеса супругов, который регулируется нормами гражданского, семейного, предпринимательского, корпоративного и конституционного права. Подчеркивается, что правовой режим бизнеса супругов регламентируется на уровне как частного, так и публичного права. На основе признания неурегулированности семейного предпринимательства в качестве ключевой проблемы легализации данного феномена сформулированы особенности дальнейшего развития семейного предпринимательства в сложившихся экономических условиях.
В статье рассмотрены правовой аспект семейного бизнеса и перспективы его развития. Дана характеристика концепции налогообложения семейного бизнеса, освещены возможные новеллы законодательства, которые будут его регулировать. Обращено внимание на трансформацию подхода к законодательству о налоговом режиме для семейного бизнеса. Анализируются целесообразность применения специального налогового режима, а также проблематика применения общего режима субъектами предпринимательской деятельности, которые осуществляют ее в такой форме, как семейный бизнес.
НАУЧНЫЙ ПОИСК 
В статье на основе анализа совокупности правоприменительных решений по единому казусу, последовательно вынесенных антимонопольным органом в порядке ст. 18.1 Закона о защите конкуренции и арбитражными судами в порядке главы 24 АПК РФ, дается оценка сформулированным позициям, исследуются возникающие в связи с этим правовые проблемы. Критическую оценку находят правоприменительные позиции о невозможности продления срока приема заявок на публичных торгах при их истечении. Автором как непосредственным участником исследуемых производств аргументируется недопустимость искусственного расширения сферы контроля со стороны антимонопольных органов за публичными торгами через допущение возможности выдачи предписания до момента регистрации перехода права собственности на приобретенный на публичных торгах актив. Приведенный в статье анализ может быть использован для формулирования правовых позиций в процессе оспаривания как торгов в исполнительном производстве, так и банкротных торгов с учетом правового принципа баланса интересов.
В статье рассмотрены принципы и особенности правового регулирования закупок сельскохозяйственной продукции для государственных нужд, в том числе основания и меры гражданско-правовой ответственности. Сформулирован вывод о целесообразности участия в государственных контрактах только сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих товарное производство. Предложено рассматривать в качестве правовых форм закупки сельскохозяйственной продукции для государственных нужд договоры поставки для государственных нужд и контрактации для государственных нужд. Автор приходит к выводу о необходимости обновления специального законодательства в рассматриваемой сфере и его сближения с законодательством о контрактной системе и иными законами.
В статье анализируются некоторые элементы перехода промышленности России к технологическому укладу Индустрия 4.0 сквозь призму развития искусственного интеллекта, промышленного интернета вещей, «умных» производств и робототехники. Автор приходит к выводу, что названные практические воплощения идеи Индустрии 4.0 уже ставят ряд этико-правовых проблем: выработки новой трактовки источника повышенной опасности, повышенно опасной деятельности; закрепления новых субъектов ответственности за причиняемый вред; определения места человека на «умном» производстве в контексте трансформации (возникновения новых нетипичных форм занятости, например, платформенной занятости); поиска новых гарантий человеческой занятости и т.д., которые требуют решения.
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО 
Понятие корпоративного контроля является многогранным. Многое зависит от сферы применения. Экономист может раскрыть корпоративный контроль через экономическую власть над корпорацией. Управленец рассматривает это понятие как подотчетность одних органов юридического лица другим. Юрист за основу может взять право управления корпорацией или возможность реализации участником корпоративных прав. В правовой доктрине не сложился доминирующий подход к определению корпоративного контроля. В связи с этим следует установить отправную точку в учениях о корпоративном контроле в зарубежной и отечественной доктрине. Автор в статье обобщает ключевые позиции ученых по обсуждаемому вопросу и обозначает отличие отечественного подхода от подхода в западных правопорядках.
ПРОБА ПЕРА 
В статье поднята тематика наставнической поддержки молодых предпринимателей и одна из важных проблем в виде отсутствия четкой системы и достаточной правовой регламентации наставничества при вхождении в бизнес. Исследуется соотношение наставничества с формами поддержки малого и среднего предпринимательства. Обращается внимание на влияние Всероссийской программы развития молодежного предпринимательства при поддержке федерального агентства по делам молодежи на рост количества субъектов МСП, которыми, как правило, являются молодые предприниматели. Дается оценка существующему на данный момент правовому регулированию исследуемой сферы, при этом отмечается необходимость его дальнейшего развития. Делается вывод о целесообразности принятия отдельного федерального закона, который урегулировал бы отношения, связанные с наставничеством для молодежного предпринимательства, закрепил основные понятия, правовой статус субъектов, их права и обязанности, ответственность, а также стадии получаемой поддержки. Предполагается, что данная тематика подлежит дальнейшему развитию и становлению, так как наставничество является одной из востребованных мер поддержки, способствует стимулированию предпринимательской активности молодежи, а также стабильности и росту экономики.
ДАЙДЖЕСТ МЕРОПРИЯТИЙ 
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ 
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. Памятники права 
ПОСТСКРИПТУМ 
ISSN 2782-6163 (Online)