Preview

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Расширенный поиск
№ 5 (2024)
Скачать выпуск PDF

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХРОНИКА

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

26-35 182
Аннотация

В статье обосновывается взаимосвязь между государственными управленческими решениями и стратегическими актами управления. Последние выступают основой не только для построения системы правовых актов управления в области обеспечения национальной безопасности как важнейшего компонента государственного суверенитета Российской Федерации, но и для принятия и реализации управленческих решений в этой области. Сделан вывод о необходимости уточнения содержания документов стратегического планирования и придания им правовой определенности, системности и иерархичности. Проанализированы виды этих документов: стратегии, основы государственной политики, доктрины, концепции, государственные программы. Аргументирована следующая модель иерархии стратегических актов управления в области национальной безопасности: стратегия национальной безопасности Российской Федерации — концептуальные акты (основы государственной политики, доктрины, концепции) по важнейшим направлениям обеспечения национальной безопасности Российской Федерации — стратегии по важнейшим направлениям обеспечения национальной безопасности Российской Федерации — государственные программы Российской Федерации по важнейшим направлениям обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Государственные управленческие решения: теория и практика

36-44 150
Аннотация

В статье рассматривается становление после принятия Конституции РФ двух систем управления — системы государственного управления и системы местного самоуправления. Исследуются концептуальные особенности принятия управленческих решений в обеих системах, делается вывод о различиях в конфигурациях каналов их информационных связей. Анализируются достоинства и недостатки системы государственного управления как централизованной системы, основанной на кибернетических принципах, а также положительные и отрицательные моменты синергетической природы системы местного самоуправления. Как системы государственного управления нуждаются в определенной децентрализации управления, так и системы местного самоуправления не могут обойтись без ориентации по ряду вопросов на централизованные команды. Делается вывод, что в России длительный период отсутствовало должное информационное взаимодействие между системой государственного управления и системой местного самоуправления. Отмечается, что появление в Конституции РФ ч. 3 ст. 122 определило не только существование единой системы публичной власти, но и интегральной системы управления, возможности которой по принятию эффективных управленческих решений выше, чем суммарные возможности существовавших ранее самостоятельных систем. 

45-53 157
Аннотация

В статье рассмотрены управленческие решения, принимаемые должностными лицами в условиях, предшествующих чрезвычайным ситуациям, а также в случаях, когда они уже возникли и для ликвидации их последствий требуются создание временных форм управления и применение специальных сил и средств. На основе анализа примеров сделан вывод о том, что эффективность управленческих решений, принимаемых в условиях ЧС, зависит от качества их подготовки. Такие управленческие решения должны быть заранее подготовлены и максимально формализованы, что позволит избежать негативных последствий. Доказано, что в крайних случаях в условиях дефицита времени и ресурсов, отсутствия необходимых правовых норм, в целях спасения людей возможны выход из правового поля и принятие управленческих решений, нарушающих закон. Сразу по ликвидации последствий ЧС необходимы анализ причин и условий принятия таких решений и скорейшее принятие соответствующих правовых актов.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Управленческое решение: разработка, принятие, особенности реализации

54-63 148
Аннотация

В статье исследуются особенности управленческого решения в таких органах публичной власти, как органы принудительного исполнения. Автор рассматривает управленческие решения в органах принудительного исполнения с точки зрения феномена их правового положения, в частности, в качестве инструментария обеспечения принудительного исполнения властного решения судьи, судебного органа, иного органа публичной власти, должностного лица в отношении отдельно взятого субъекта права: гражданина, организации, органа публичной власти. Тем самым доказывается важность роли управленческого решения в обеспечении прав человека и гражданина как высшей ценности, властных публично значимых решений в масштабе деятельности всего государства. Придерживаясь широкой трактовки определений понятий «государственное управление», «акт», автор приходит к выводу о том, что управленческое решение — это процесс, требующий формализации, который пронизывает всю деятельность органа принудительного исполнения, в частности, иллюстрирует процесс исполнительного производства, управленческое решение сопутствует ему с момента поступления исполнительного документа до его окончания. Пока существует государство, оно будет нуждаться в инструментарии по принудительному исполнению властных решений, а значит, в управленческом решении. По мнению автора, юридически значимое управленческое решение органа принудительного исполнения, его должностного лица основано на триаде условий, на основе которых оно принимается, а именно на законодательном, юрисдикционном, компетентностном условиях. Оно облачается в форму правового акта управления, основным из которых является постановление. Помимо постановлений, автор называет такие формы управленческих решений, как запрос, двусторонний акт и другие, аргументируя свою позицию с точки зрения широкого понимания термина «акт». Автор приходит к выводу о том, что принятие управленческого решения в исполнительном производстве — яркий пример сочетания административной процедуры и специфического, характерного только для судебного пристава, осуществляющего исполнительное производство, администратвно-юрисдикционного производства в единстве условно выделяемых видов административно-процессуальной деятельности.

64-72 183
Аннотация

В статье акцентируется внимание на основаниях принятия решений органов государственной власти об отказе в предоставлении в собственность земельных участков. Раскрываются вопросы, связанные с понятием самовольной постройки по гражданскому законодательству РФ, основанием приобретения права собственности, возникающей в результате добросовестного, открытого и непрерывного владения и пользования, именуемого приобретательной давностью. Автором раскрываются особенности применения «гаражной амнистии» при рассмотрении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка для размещения капитального гаража. В зависимости от этого дается оценка необходимости обращения в судебные инстанции для признания права собственности на ранее выданные земельные участки органами государственной власти. В статье приводится судебная практика, связанная с обжалованием решений органов исполнительной власти субъекта РФ. В результате экспресс-исследования автор приходит к выводу о необходимости осуществления регулярного контроля над разработкой и принятием решений органами государственной власти, а также повышения квалификации их должностных лиц. Это позволит избежать неправильного толкования норм права при принятии решений о предоставлении земельных участков в собственность гражданам. 

73-82 179
Аннотация

В статье рассматриваются теоретические и практические вопросы влияния административных обыкновений на процесс принятия управленческих решений. Анализируются различные точки зрения советских и российских ученых относительно понятия и признаков управленческого решения, а также его соотношения с административным актом. Исследуются вопросы установления административных процедур и их влияния на принятие управленческих решений. Изучаются мнения известных ученых относительно понятия и признаков административного обыкновения. Приводятся наиболее интересные и показательные примеры административных обыкновений в современной России. Дается понятие и определяются отличительные признаки административного обыкновения. В завершение статьи приводятся обоснования роли и значения административных обыкновений в механизме принятия управленческих решений. 

83-90 178
Аннотация

В статье раскрывается основное содержание административно-правового противодействия коррупции, осуществляемого специально уполномоченными государственными органами на федеральном уровне. Автор подчеркивает высокую степень общественной опасности коррупции и коррупционных проявлений в публичном управлении, а также высокую степень внимания со стороны научного сообщества к данной проблематике на протяжении многих лет. В работе исследуются антикоррупционные полномочия Президента РФ, Администрации Президента РФ, Правительства РФ, отдельных федеральных органов исполнительной власти. Полномочия субъектов административно-правового противодействия коррупции анализируются с учетом особенностей государственного управления и принятия соответствующих управленческих решений. Особенно показателен в данном контексте описанный в работе пример денонсации Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, обусловленной крайне недружественной и дискриминационной политикой санкций стран Запада в отношении Российской Федерации. Кроме того, в работе проанализированы отдельные положения законодательства и подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих соответствующие антикоррупционные полномочия государственных органов и должностных лиц. Также в статье представлены и раскрыты категории административно-правового механизма противодействия коррупции и специализированные управленческие антикоррупционные формы и методы.

91-99 180
Аннотация

Одной из форм реализации публичной власти являются управленческие решения, которые распространяются на все сферы государственно-управленческой деятельности. Лицензирование выступает важнейшей административной процедурой. Оно направлено на профилактику угроз и причинения возможного ущерба экономическим отношениям, охране окружающей среды, здоровью граждан, социальным отношениям, обороне и безопасности государства, потенциальная возможность наступления которых связана с осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности. В данной статье рассматривается такая разновидность управленческого решения, которая направлена на оптимизацию управленческого процесса. Цифровизация предполагает совершенствование и изменение модели осуществления административной процедуры лицензирования. Особое внимание уделено такому цифровому решению, как реализация реестровой модели. Это позволило существенно упростить административную процедуру лицензирования, сократить ее сроки, а лицензирующему органу проводить бо́ льшую часть взаимодействия дистанционно. Автором отмечено положительное влияние цифровой трансформации на процесс принятия управленческого решения в сфере лицензирования, а также доказано, что использование технологий позволило повысить эффективность и автоматизировать бо́ льшую часть управленческих процессов в административной процедуре. В заключении автором отмечаются перспективы модернизации российского законодательства в сфере лицензирования и аргументируются предложения по его совершенствованию.

100-107 224
Аннотация

В публикации отмечены трансформация в последние годы подходов к суверенности Российского государства и объемность круга субъектов, уполномоченных на подготовку, принятие, реализацию и контроль управленческих решений по обеспечению государственного суверенитета. Автор акцентирует внимание на ключевой роли Президента РФ в обеспечении государственного суверенитета и рассматривает правовые формы его управленческих решений в этой области. По итогам исследования сформулирован вывод, что в настоящее время нормативными правовыми актами (за рядом исключений) не определено, в каких правовых формах должны приниматься управленческие решения Президента РФ по обеспечению государственного суверенитета в тех или иных конкретных случаях. Также преимущественно не установлены основания и специфика принятия таких решений. Тщательное правовое урегулирование этих вопросов усилило бы эффективность соответствующих мер, снизило дублирование правовых предписаний и минимизировало административное усмотрение при принятии управленческих решений по обеспечению государственного суверенитета.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Административное усмотрение

108-117 135
Аннотация

Статья посвящена тематике значения и сложности управленческого решения о разработке, тестировании и внедрении правовой инноватики. По мнению автора, многие проблемы правовой и обеспечительной юридико-цифровой инноватики сводимы к неоднозначности их функционально-целевой нагрузки и весьма высокой затруднительности подтверждения того, что они действительно нужны, к крайней затруднительности прогноза их воплощения. И именно это осложняет принятие соответствующего управленческого решения. Управленческое решение о правовых инновациях, в силу кристаллизованности в нем субстрата управленческого усмотрения (дискреции), всегда влечет высокую ответственность за его принятие. Автор указывает, что не существует унифицированных общепризнанных способов оперирования деятельностью в сфере правовой инноватики и управления соответствующим инновационным процессом. Но есть некоторые общеуправленческие принципы и требования, вполне переносимые на эту сферу. Автор обосновывает, что при всех существенных различиях частного рыночного юридического сектора и сектора государственного управления в принятии решения о разработке, тестировании и внедрении правовой и обеспечительной юридико-цифровой инноватики оба руководителя — и руководитель органа государственной власти, и руководитель коммерческой фирмы — ставятся в сходные условия. Автор в своей статье артикулирует проблему ресурса времени, объективно требующегося, чтобы то, что подается как «правовая инновация», действительно стало правовой инновацией, и притом хорошей правовой инновацией. По мнению автора, правовая инновация — это не быстрый процесс, и это не разовый феномен, а ответственная дискреция при принятии соответствующего управленческого решения всегда объективно затратна по времени. Автор поднимает вопрос о том, что у любой инновации, и у правовой инновации в частности, есть свой жизненный цикл, в конце которого она изживает себя, исчерпывает до нуля свой потенциал инновативности. Хотя есть правовые инновации, трансформировавшиеся в правовую аксиоматику и в традиционные правовые повседневные инструментарии. Но в любом случае мы говорим о правовых инновациях безотрывно от времени, от его течения, от засечек на его шкале. Автор заявляет статью как ставящую научную проблему, но одновременно предлагает концептуальный ответ на некоторые из поставленных вопросов.

118-124 165
Аннотация

В статье анализируются научные труды, оказавшие существенное влияние на генезис и эволюцию теории административного усмотрения: «О духе законов» Шарля Монтескье (1748 г.), «Основы государственного права Англии» Альберта Дайси (1885 г.) и «Государственное управление и общественные интересы» Пендлтона Херринга (1936 г.). Показывается, что изначально под административным усмотрением понималась разумная (рациональная) деятельность органов исполнительной власти и их должностных лиц, затем административное усмотрение стало противопоставляться праву как таковому, а в последнее время оно все чаще трактуется как творческая деятельность правительства в рамках опережающего дискреционного регулирования. Отдельное внимание уделяется преемственности и экспансии вышеперечисленных идей, их развитию в концепциях других исследователей, в том числе современных, а также их критике. В заключение делается вывод о том, что данные идеи необходимо учитывать при формировании российской теории административного усмотрения.

125-133 122
Аннотация

Статья посвящена проблемам и рискам машинной аналитики и других цифровых технологическим ресурсов при принятии управленческих решений в государственном управлении. Автор поднимает сложный вопрос о том, что на фоне громких победных реляций о массовых мероприятиях по цифровой трансформации в государственном управлении где-то затерялись робкие здравые голоса, спрашивающие: а может ли так быть, чтобы все было идеально и без изъянов? Никакие технологические узлы и решения на сегодня не работают со 100-процентной надежностью. То же справедливо сказать и об организациях людей. Никто и ничто не идеально. А потому дефекты, дисфункции, дисбалансы, ошибки в государственном управлении были ранее, есть ныне и будут в будущем. Проблема в том, что цифровые технологии, помогая бороться с одними из таких дефектов, дисфункций, дисбалансов и ошибок в государственном управлении, другие загоняют очень глубоко, третьи — во множестве создают. И мы пока не научились все это диагностировать. В статье приведено несколько красноречивых примеров нанесения большого вреда из-за сбоев машинной аналитики в обеспечение принятия государственно-управленческого решения. Автор показывает типовые проблемы цифровизации в государственном управлении, делая, однако, вывод, что эти проблемы вполне решаемы.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. История и теория административного права

134-141 153
Аннотация

Исследуются основные термины и определения, присущие советской административно-правовой науке. Используемые в обиходе отечественной науки и преподавании догматические понятия нуждаются в совершенствовании, во многих случаях они неприменимы в существующих политико-правовых реалиях. Понятие «государственное управление» не соответствует своему предназначению в условиях разделения властей, конституционно-правовых гарантий деятельности органов исполнительной власти, плюрализма различных форм собственности, и прежде всего непубличных. На примере преподавательской деятельности в сфере немецкого административного права показана необходимость разграничения различных учебных курсов, и прежде всего обосновывающих теоретические постулаты немецкой административно-правовой науки — Verwaltungslehre, Polizeiund Ordnungsrecht — от учебных курсов, посвященных, как и в отечественном административном праве, изучению институтов Особенной части административного права — Besonderes Verwaltungsrecht. Догматика «государственного управления» ныне вымещается изучением теоретических постулатов исполнительной власти, при этом особое внимание должно быть уделено общности и соподчиненности публичного и цивилистического регулирования в различных сферах государственного воздействия, прежде всего применительно к имущественной регламентации, что особенно значимо в условиях доминирования публичных имущественных отношений, основанных на иерархической соподчиненности их участников и не регулируемых гражданским правом.

142-149 762
Аннотация

Русская Правда является древнейшим памятником права феодальной Руси. Она отражает рост княжеской власти и расширение княжеского суда. Данное исследование посвящено выявлению особенностей права и судопроизводства в ту эпоху. Русская Правда, как и древнейшие Законы XII таблиц в Древнем Риме и вавилонские законы царя Хаммурапи (Хаммураби), которым было посвящено наше исследование, является судебником. В ней мы встречаем нормы права, которые теперь называем административным правом и процессом. В Русской Правде смешались отдельные исторические эпохи, систематизация норм отсутствует. Отдельная часть Правды называется «Суд Ярослава Владимировича». Русская Правда не дает полного изложения организации княжеского суда. Отдельные княжеские решения стали нормой для последующих решений суда. Так, князь устанавливает штрафы за убийство людей в зависимости от их положения. Правда Ярославичей запрещает кровную месть и вводит вместо нее штраф. Судебный процесс по Русской Правде является состязательным, устанавливает досудебные процедуры. Выясняются отношения между истцами и ответчиками. Такой порядок называется «свод» и «гонение следа». Состязательность возникает из тех форм борьбы, которые существовали еще в родоплеменном обществе, когда отношения выяснялись силой. Исследование показало, что право по Русской Правде ушло вперед от примитивных обычаев более древних времен и представляет собой развитую систему, где был суд, процесс, система доказательств и наказаний.

150-158 128
Аннотация

Статья посвящена развивающейся в дружественных правовых системах стран СНГ концепции административного акта, рассматриваемой в трех аспектах: доктрины, законодательства и судебной практики. Констатируется, что российская теория административного акта, с одной стороны, является творческим развитием французской и германской доктрины, а с другой — продолжает оказывать известное влияние на постсоветское пространство. В то же время в части законодательства об административных актах российская реальность отстает от остальных стран СНГ, где в настоящее время уже приняты вестернизированные законы, устанавливающие, наряду с нормами об административных процедурах, также материально-правовой базис института административных актов. Наконец, обосновывается, что в части судебной практики по вопросам контроля за правомерностью административных актов российская правовая система, несмотря на определенное отставание нормативной базы, относится к числу прогрессивных среди стран СНГ. Обосновывается вывод о целесообразности интегрирования достижений правовых систем СНГ для целей их дальнейшего развития. 

159-164 162
Аннотация

В статье анализируется проблема содержания правовой дефиниции «административный правоприменительный акт». На основе проведенного исследования автором дано обоснование того, что административный правоприменительный акт представляет собой основанное на законе квалифицированное действие компетентного субъекта, влияющее на состояние административно-правовых отношений, имеющее целью вызов определенных правовых последствий и выраженное в документально-оформленном конкретном юридически властном велении. Автор отмечает, что изучение значительного объема юридической литературы свидетельствует об отсутствии среди ученых единого подхода по количественным и качественным критериям административных правоприменительных актов. Административный правоприменительный акт не может быть охарактеризован как механическая информация о воле компетентного властного субъекта. Тренд современных административно-правовых отношений и смена приоритетов в правовом регулировании, безусловно, влияют на комплекс функций административного правоприменительного акта, который только условно можно назвать системой, что, безусловно, сохраняет интерес к его исследованию.

165-173 213
Аннотация

В современных экономических условиях в связи с ограничениями по ведению внешнеэкономической деятельности, санкционным давлением стратегически важно повысить качество и эффективность принятия управленческих решений в сфере осуществления предпринимательской деятельности. Избыточное правовое регулирование, необоснованные требования, бюрократизация процессов взаимодействия государства и бизнеса приводят к возникновению административных барьеров в реализации предпринимательской деятельности. Несмотря на то, что в законодательстве активно используется категория административных барьеров, в научной литературе им посвящено большое количество исследований, правовая природа и содержание данного понятия остаются не изученными. В работе приводится авторское определение административного барьера, осуществляется разграничение данного понятия и таких понятий, как «барьеры экономической политики», «государственно-политические барьеры», «правовые барьеры», представленные дефектами правового регулирования, «организационные и институциональные барьеры». Показан комплексный характер института административных барьеров, который включает в себя экономическую, правовую и социальную составляющие.

174-182 233
Аннотация

Административные органы, действуя по усмотрению, имеют определенную свободу, выбирают вариант решения, но эта свобода никогда не является полной, она в определенной степени ограничивается законодательством. Тем не менее суды, проверяя дискреционные административные акты, часто сталкиваются с проблемой оценки их законности. В статье представлены критерии такой оценки. При этом демонстрируются решения, вынесенные в разных странах. Поскольку аргументация судов в отношении дискреционных актов во многом совпадает, такие решения допустимо сравнивать друг с другом. Также однотипная аргументация позволяет сформулировать базис «общей теории административного усмотрения». Во многих правовых системах он будет похожим, но в каждой национальной системе формулируются и отличительные черты этой теории. Среди критериев оценки выделяются соблюдение норм права (законность), достижение управленческой цели, соблюдение требований процедуры, а также материальных оснований. Оценивая дискреционные административные акты, суды пользуются приемами юридической техники. Иногда органы власти публикуют «эталонные решения», которые могут служить ориентирами для административных органов, вынужденных применять свое усмотрение.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Национальная безопасность

183-191 182
Аннотация

В настоящей работе рассматриваются вопросы совершенствования чрезвычайного законодательства, регламентирующего защиту государства от внешней агрессии. Вопросы обеспечения безопасности государства в современных условиях приобретают особую актуальность ввиду нарастания угроз со стороны третьих государств. Данное обстоятельство обусловливает необходимость наличия целостной системы норм, регулирующих вопросы понятия, видов, содержания соответствующих административно-правовых режимов, а также основания и порядок их введения, характер и объем установленных для их обеспечения ограничений, процедуры и пределы применения защитных мер и основания прекращения действия таких чрезвычайных режимов. В статье анализируется понятие «СВО» и его соотношение со смежными терминами. Особое внимание автором уделено систематизации введенных ограничений в зависимости от режима (уровня) реагирования. Отдельное внимание в работе уделено административной ответственности за нарушение установленных ограничений в соответствии с принятым уровнем реагирования. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства. 

192-198 181
Аннотация

В статье нашли отражение современные вызовы и угрозы, с которыми сталкивается Российская Федерация при осуществлении миграционных процессов. Автором проводится анализ наиболее острых угроз, возникающих в сфере миграции, исследованы причины их возникновения. Особое внимание уделяется характеристике основных мер, которые предпринимаются государством для борьбы с вызовами и угрозами, связанными с миграционным учетом, дактилоскопической регистрацией иностранных граждан. В статье уделено значительное внимание использованию цифровых технологий в сфере миграции. Рассматриваются также законодательные инициативы, которые могут стать эффективным средством для борьбы с угрозами в миграционных отношениях, перспективы применения механизмов довъездной подготовки иностранных граждан и их организованного набора. По результатам исследования делается вывод о необходимости проведения взвешенной миграционной политики и соблюдения баланса при применении мер принуждения и стимулирования в государственном регулировании миграционных процессов. 

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

199-207 236
Аннотация

В настоящей статье рассмотрены предпосылки возникновения принципа федерализма в правовом регулировании административной ответственности в унитарном Российской государстве до 1918 г. В частности, рассматриваются вопросы развития и преемственности управленческих решений в производстве по делам об административных правонарушениях как механизма реализации административной ответственности. За основу берется тезис об обособлении административной ответственности в публичном праве дореволюционного Российского государства. Обращается внимание на формы отдельных управленческих решений, посредством которых возникают, изменяются и прекращаются охранительные административно-процессуальные отношения, которые предусматривались в российском законодательстве и правовых актах местных органов власти. Делается вывод о наличии преемственности в развитии управленческих решений в соответствующей сфере в Российской империи, РСФСР и Российской Федерации.

208-215 172
Аннотация

Вступившие в силу по итогам проведенного в июле 2020 г. общероссийского голосования по внесению изменений в Конституцию РФ напрямую затронули вопросы государственного управления в сфере образования, отнеся на конституционном уровне к ве́ дению Российской Федерации установление единых правовых основ системы воспитания и образования, в том числе непрерывного образования. Вместе с тем обозначенные Президентом РФ после официального опубликования Конституции РФ с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования, стратегические направления развития государства определили необходимость достижения «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, включая сферу образования.В исследовании рассматриваются вопросы управления цифровой трансформацией образования с опорой на конституционный тезис о непрерывности образования, а также с учетом установленного на законодательном уровне принципа единства обучения и воспитания, единства образовательного пространства на территории РФ.

216-221 189
Аннотация

Автором рассмотрены вопросы определения закупок в Российской Федерации, проанализированы отдельные научные правовые позиции, посвященные генезису института закупок для публичных нужд. Проанализированы мнения ученых по вопросам подразделения на этапы и классификации данных этапов осуществления закупок для публичных нужд, на которых принимаются управленческие решения. На основе проведенного анализа предпринята попытка сформулировать определение закупок для публичных нужд. Кроме того, проанализирован факт влияния управленческого решения на процесс осуществления закупок для публичных нужд, предложена классификация этапов принятия управленческих решений при осуществлении закупок, проанализирована взаимосвязь управленческих решений и результатов осуществления закупок. По результатам исследования автором было обосновано мнение о том, что принятие каждого из управленческих решений напрямую влияет как на осуществление последующих этапов, так и на результат проведенной закупки для публичных нужд в целом.

222-229 195
Аннотация

Статья посвящена усмотрению при принятии управленческих решений по вопросам установления и разъяснения обязательных требований нормативных правовых актов. Автор анализирует нормативное правовое регулирование, в частности положения Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», и рассматривает конкретные примеры законодательно установленных полномочий административных органов. В ходе исследования автор приходит к выводу, что первопричиной усмотрения при принятии управленческого решения является закон, его несовершенство или, наоборот, осознанная мера законодателя, наделяющие должностных лиц дискреционными полномочиями. Автор предлагает возможные варианты решения выявленных им случаев несовершенства законодательных актов, в частности, посредством внесения изменений в такие законодательные акты. В заключение автор отмечает, что несовершенство законодательных актов, наделяющих административные органы соответствующими полномочиями (отсутствие системности регулирования, наличие пробелов и др.), влияет и на степень свободы усмотрения при установлении и разъяснении административными органами обязательных требований. В отдельных случаях такая степень свободы усмотрения представляется чрезмерной, влекущей неблагоприятные практические последствия, что, в свою очередь, ставит под сомнение достижение общезначимых (публичных) целей института обязательных требований. 

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. Из периодики прошлого

ПОСТСКРИПТУМ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-5998 (Print)
ISSN 2782-6163 (Online)