СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХРОНИКА
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Проблема исследования целей, задач и правовых механизмов реализации Экологической доктрины Российской Федерации и разработка доктрины экологического права в условиях отсутствия четкой систематизации и взаимоувязки совокупности документов стратегического планирования является весьма актуальной.
В статье проводятся обобщение и анализ основных положений Экологической доктрины России. Авторами показано, что экономическая глобализация существенно изменяет характер управления процессом охраны окружающей среды. Многие экологические явления и связанные с ними общественные отношения носят общенациональный, международный характер.
Авторами статьи исследованы вопросы стратегического понимания международной и национальной экологической политики. Показана необходимость формирования доктрины экологического права. Авторы считают, что нынешние тенденции развития международных отношений и национальные особенности России, ее конкурентные преимущества, а также вызовы, с которыми она сталкивается внутри и вовне, требуют выработки и проведения новой экологической политики, ее превращения в один из национальных и внешнеполитических приоритетов. Авторами обоснована необходимость и возможность пересмотра действующего эколого-правового национального регулирования. Показаны идеологические и организационно-правовые особенности подготовки новой экологической доктрины и доктрины экологического права.
Статья направлена на развитие эколого-правовых механизмов охраны окружающей среды в условиях экономических санкций с целью выработки сбалансированной государственной экологической политики в новых экономических и политических условиях социально-экономического развития России.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ
Статья посвящена исследованию современных проблем правового обеспечения охраны окружающей среды, экологической безопасности и рационального использования природных ресурсов, в том числе на основе наилучших существующих практик, методов и стандартов ведения экологически ответственного бизнеса (ESG-принципов). Доказывается вывод, согласно которому в условиях активного применения стандартов ESG в хозяйственной деятельности предприятий новые формы, модели и способы использования природных ресурсов и их охраны существенно опережают во времени экологическое законодательство.
Принимая во внимание тот факт, что последние изменения федерального экологического законодательства РФ в той или иной степени затронут практически все хозяйствующие субъекты (не только непосредственно или косвенно связанные с добычей, переработкой, использованием, транспортировкой и транзитом углеводородного сырья или иных энергоресурсов, но и даже частично предприятия малого и среднего бизнеса), помимо соответствующей трансформации экологического законодательства в ответ на данные вызовы, необходима разработка современных правовых механизмов охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и природопользования на основе ESG-принципов, которые будут прежде всего учитывать мировые тенденции (тренды) модернизации экономики, управления, социального развития, а также потребности в использовании передовых «зеленых» технологий.
Стратегическое планирование как механизм управления, направленный на достижение приоритетных целей государства, включающий процессы целеполагания, прогнозирования и планирования социально-экономического развития Российской Федерации, является важнейшей политико-правовой основой развития России. Продовольственная безопасность — это составная часть национальной безопасности РФ. Модернизация стратегического планирования в сфере продовольственной безопасности Российской Федерации в 2022 г. обусловила постановку задачи обеспечения продовольственной независимости нашей страны. В документах стратегического планирования в сфере продовольственной безопасности определены риски и угрозы, цели и задачи, показатели и индикаторы оценки, основные направления государственной политики, направленные на реализацию национальных интересов Российской Федерации.
Проведенный правовой анализ документов стратегического планирования в сфере продовольственной безопасности федерального уровня позволил сделать вывод о том, что в Российской Федерации сформирована многоуровневая система политико-правовых актов, направленных на достижение Россией показателей продовольственной независимости, повышение качества жизни граждан, обеспечение населения качественной и безопасной пищевой продукцией, устойчивое развитие и модернизацию сельского и рыбного хозяйства и инфраструктуры, производство сельскохозяйственной продукции, соответствующей экологическим, санитарно-эпидемиологическим, ветеринарным требованиям, повышение эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, подготовку высококвалифицированных кадров для сельского хозяйства. Вместе с тем современные геополитические условия требуют пересмотра отдельных положений документов стратегического планирования в сфере обеспечения продовольственной безопасности в части уточнения целевых индикаторов, сроков, мер государственной поддержки производителей сельскохозяйственной продукции. В статье сформулированы основные направления модернизации документов стратегического планирования по обеспечению продовольственной безопасности.
В статье анализируются проблемы правового обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации. Российский подход в выработке показателей продовольственной безопасности дополнил критерии физической доступности продуктов питания для населения, экономической доступности и безопасности продуктов питания, принятые комиссией по сельскому хозяйству при Организации Объединенных Наций, показателем продовольственной независимости государства.
Такой подход оказался дальновидным и правильным в условиях политики санкций ведущих европейских государств против Российской Федерации, их усиления, вызванного проведением специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики. Автор также указывает на противоречие механизма продовольственной безопасности, который предполагает значительную государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, рыночному механизму реализации сельскохозяйственной продукции. Это позволило автору сделать вывод о необходимости обеспечения со стороны государства гарантий частичного сбыта сельскохозяйственной продукции для российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, минимизировав тем самым механизм их банкротства по причине жесткой конкуренции на сельскохозяйственном рынке.
Продовольственная безопасность включает в себя несколько составляющих, одна из которых — обеспечение населения страны безопасными и качественными продуктами питания, в том числе продуктами животного происхождения. На достижение этой цели направлены нормативные правовые акты России, а также Евразийского экономического союза, закрепляющие ветеринарно-санитарные требования к производству и реализации такой продукции, а также требования по недопущению попадания в окружающую среду опасных биологических отходов животноводства. Контрольно-надзорную деятельность по соблюдению этих требований осуществляет Россельхознадзор с использованием цифровых технологий, в частности Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (ФГИС ВетИС). На основе анализа судебной практики сделан вывод, что применение этой информационной системы обеспечивает недопущение на потребительский рынок некачественных и небезопасных продуктов животного происхождения, выявление нарушений ветеринарного законодательства, законодательства об охране окружающей среды и тем самым способствует обеспечению продовольственной и экологической безопасности.
В статье исследуется состояние правового регулирования отношений, связанных с обеспечением национальной безопасности. Отмечается важность обеспечения экологической безопасности как составной части национальной безопасности Российской Федерации. Автор обращается к документам стратегического планирования — стратегиям о национальной безопасности, об экологической безопасности. На основе анализа современного состояния защищенности личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз, используя указанные в стратегиях подходы к обеспечению видов безопасности, автор делает вывод о важности осуществления комплекса мер, направленных на обеспечение безопасности, среди которых особо выделяется государственный надзор (контроль). Среди большого числа органов такого надзора в статье выделяется и анализируется деятельность специально уполномоченного органа на осуществление государственного надзора за состоянием и использование земель сельскохозяйственного назначения — Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Автор обращается к документам, которыми регулируется осуществление надзорных функций, к документам, отражающим результаты работы этого органа, анализирует результаты его деятельности, делает выводы о наличии сложностей, проблем в осуществлении надзора эффективным образом, предлагает варианты решения проблем.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся декарбонизации; эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ, проводимого в отдельных городах Российской Федерации, и эксперимента, планируемого для проведения в отдельных субъектах РФ; ограничения выбросов парниковых газов; охраны атмосферного воздуха; нормативов качества атмосферного воздуха, а также нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него. Кроме того, показано значение такого природного ресурса, как лес, являющегося основным природным поглотителем парниковых газов в наземных экосистемах, и карбоновых полигонов — одного из способов изучения и контроля глобальной экологической проблемы изменения климата на планете.
В статье дана оценка и в сравнительно-правовом контексте проведен анализ формирующегося российского законодательства, направленного на снижение выбросов парниковых газов. Система углеродного регулирования строится на введении инновационного для экологического права порядка торговли выбросами парниковых газов. Даны обзор и анализ международных соглашений по климату. Сделан вывод, что действующие соглашения не предписывают введение правового механизма торгового оборота углеродными единицами, так как Протокол Киото не действует по отношению к России с 2012 г. Основное влияние на развитие отечественного законодательства оказывает климатическое законодательство Европейского Союза. Сравнение недавно принятых федеральных законов об ограничении выбросов демонстрирует определенные расхождения с ЕС. Выражены критические замечания, создающие риски снижения эффективности законов, а также сформулированы предложения об интеграции правовых мер по ограничению выбросов в общую правовую модель охраны окружающей среды.
Данная работа посвящена анализу современных трендов развития «зеленой» энергетики в России. За последние годы Россия предпринимает немало усилий по развитию альтернативной энергетики, так как все мировое сообщество в настоящее время сосредоточено на поисках решения проблемы рационального использования природных ресурсов. Но в то же время уровень использования «зеленой» энергетики в России существенно ниже, чем, например, в Китае, ряде других европейских стран, что связано прежде всего с огромной территорией страны, а также с несовершенством технологической базы. В статье сделана попытка анализа состояния «зеленой» энергетики в России и спрогнозированы перспективы ее развития. Внимание уделено достоинствам и недостаткам альтернативных источников энергии и проанализированы технические возможности их производства на базе российских предприятий, а также затронут опыт ряда зарубежных стран по вопросам использования «зеленой» энергетики.
В статье показаны основные риски и угрозы биологического, ветеринарного характера, влияющие на обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в целом и продовольственной безопасности в частности. Автором исследуется содержание нормативных правовых документов в сфере обеспечения продовольственной, биологической, экологической, ветеринарной безопасности. Отражена деятельность Всемирной организации по охране здоровья животных, Международного эпизоотического бюро, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору. Особое внимание уделено федеральным государственным системам в сфере обеспечения ветеринарной безопасности: «Меркурий» (ветеринарная сертификация), «Аргус» (оценка эпизоотического благополучия страны), «Веста» (централизованный контроль за работой лабораторий), «Цербер» (реестры предприятий с уровнем компартмента, предприятий, аттестованных на экспорт продукции в страны Таможенного союза и не входящих в ТС, и др.), «Сирано» (пресечение фактов оборота потенциально-небезопасных, не соответствующих ветеринарно-санитарным требованиям) и др.
Отношения между человеческим обществом и животным миром находятся на пороге фундаментальной, качественной перезагрузки. При анализе перспектив изменений правового положения животных в Российской Федерации принято обращаться к западноевропейскому опыту. При этом тот факт, что в дореволюционном российском правоведении рассматривались проблемы защиты животных от жестокого обращения через легализацию их прав, либо забывается, либо сознательно умалчивается. Отчасти это забвение объясняется идеологической чуждостью советской правовой идеологии институционализации правосубъектности животных и приближению их правового статуса к правовому положению человека.
Прогрессивно мыслящим юристам-практикам, а равно и правоведамтеоретикам, необходимо освободиться от представлений о буржуазной псевдонаучности обладания животных правами и перестать рассматривать животных исключительно в качестве вещей. Теоретическим подспорьем в этой смене парадигмы общественного сознания являются взгляды российских правоведов-гуманистов конца XIX — начала XX в.
В настоящей статье последовательно анализируются представления об изменении правового положения животных, содержащиеся в трудах Я. Левандовского, П. В. Безобразова, С. Фишера, дающие представления о том, что до Революции 1917 г. отечественное правоведение находилось в тренде общемировых тенденций гуманизации отношений между человеческим обществом и животным миром и выражалось в стремлении либерально-прогрессивной части правоведов легализовать естественные права животных, т.е. гарантировать им право на жизнь. После длительного забвения идеи действительности прав животных стали достоянием неравнодушных экологов, а также действительно либерально ориентированных правоведов современной России.
Развитие генетических технологий требует адекватного правового регулирования этих отношений с учетом их особенностей и необходимости обеспечения безопасности генно-инженерной деятельности на системной основе во взаимосвязи с биологической, экологической, климатической, санитарно-эпидемиологической, продовольственной и иными видами национальной безопасности. В статье рассмотрены основные направления совершенствования законодательства о генно-инженерной деятельности и смежных отраслей законодательства, в том числе в области обеспечения биологической безопасности. Обоснована необходимость правового регулирования отношений, связанных с применением технологии геномного редактирования как составной части генно-инженерной деятельности. При совершенствовании законодательства в области генно-инженерной деятельности необходимо учитывать объективные процессы, связанные с появлением ГМО новых поколений, на основе дифференцированного подхода к оценке рисков ГМО, проведения их мониторинга. Оценка рисков дальнейшего развития генетических технологий, обеспечение их безопасности должны осуществляться на основе комплексного подхода в составе биологической безопасности, в связи с чем необходимы легализация понятий «генетические технологии» и «биологические технологии», определение соотношения между ними, законодательное закрепление их классификации, а также понятий «оценка риска», «факторы риска», «показатели биологической безопасности». Необходимо системное информационно-правовое обеспечение применения генетических и биотехнологий, одним из направлений которого является правовое регулирование деятельности биоресурсных центров, а также порядка создания, ведения, использования биоресурсных коллекций и биобанков, включая понятийный аппарат, принципы, организационно-правовые меры.
В статье обосновывается важность охраны озонового слоя на международном уровне, поскольку усилий отдельных государств по ограничению оборота озоноразрущающих веществ на национальном уровне недостаточно. Исследуется международно-правовое регулирование в данной области, обосновывается необходимость охраны озонного слоя на международном уровне. Для реализации норм международного права также необходимо принятие соответствующего законодательства на национальном уровне, в связи с чем в статье анализируется законодательство Российской Федерации в области охраны озонового слоя, сделаны выводы по теме исследования. Целью исследования является анализ международного правового режима охраны озонного слоя, а также установление принятия и действия международных правовых актов по охране озонового слоя. Охрана озонового слоя является важным направлением охраны климата. Сохранение озонового слоя ведет к повышению устойчивости к изменению климата, что особенно актуально в настоящий период, способствует достижению одной из приоритетных целей, связанных с положительным воздействием на окружающую среду, установленных в распоряжении Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1912-р «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития Российской Федерации», — сохранение, охрана или улучшение состояния окружающей среды.
Проблема обеспечения экологической безопасности является жизненно важной для всех государств. Появившиеся в последнее время в России новые угрозы в экологической сфере объективно потребовали сформировать соответствующие подходы как в практической деятельности государства, так и в сфере теоретических разработок. В статье определены роль и место экологической безопасности в системе национальной безопасности страны, рассмотрены некоторые вопросы экологической безопасности государства в условиях экологического кризиса, отражены вопросы экологической культуры. В статье исследуются и анализируются основные экологические проблемы, роль права в их разрешении. Автором статьи изучены причины существования экологически неблагополучных территорий, загрязнения водных объектов, отравления или порчи земли вредными продуктами хозяйственной или другой деятельности. Проведен анализ правового регулирования юридической ответственности за добычу и оборот, включая содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу, особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.
В статье анализируются изменения градостроительного, земельного и экологического законодательства, направленные на реализацию Стратегии пространственного развития Российской Федерации в части строительства и модернизации объектов транспортной и иной инфраструктуры в изменившихся социально-политических условиях, с точки зрения их влияния на обеспечение экологической безопасности. Рассмотрены положения Федерального закона от 31.07.2020 № 254?ФЗ в редакции от 01.05.2022 «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающего упрощенный порядок строительства или реконструкции объектов транспортной и иной инфраструктуры федерального, регионального и местного значения, в том числе возможность осуществления указанных действий в границах особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, а также на Байкальской природной территории. Показано снижение экологических требований при строительстве инфраструктурных объектов, дана оценка возникающих при реализации рассматриваемого Закона экологических рисков.
В статье рассмотрены вопросы охраны озера Байкал. Несмотря на то, что в этом районе запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал, проблемы экологического характера с каждым годом усиливаются. Автором проведен анализ правовых основ стратегического планирования охраны озера Байкал. Сформулировано определение стратегического планирования применительно к охране окружающей среды Байкальской природной территории. Проанализированы особенности реализации федерального проекта «Сохранение озера Байкал». Сделан вывод о необходимости более эффективного использования стратегического планирования как меры правовой охраны озера Байкал, а также более широкого привлечения общественности к подготовке и корректировке документов стратегического планирования.
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Увеличивающееся с каждым годом количество отходов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создает угрозу нарушения права человека на благоприятную окружающую среду сквозь призму экологической безопасности, являющейся неотъемлемой частью национальной безопасности Российской Федерации. В настоящей статье сделана попытка проанализировать существующие экологические и правовые проблемы обеспечения экологической безопасности при размещении отходов производства и потребления, наметить основные пути совершенствования государственной политики в данной сфере. Автором представлен анализ нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере обеспечения экологической безопасности, анализ которых позволил определить проблемные вопросы, которые недостаточно эффективно урегулированы. Обоснованы предложения по совершенствованию правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления.
В статье рассмотрены правовые проблемы обеспечения экологической безопасности в сфере защиты населения и территорий от негативного воздействия вод. На основе комплексного анализа документов стратегического планирования в сфере водных отношений и экологической безопасности, а также действующего водного и экологического законодательства автором показаны актуальность обеспечения защиты от негативного воздействия вод в России, место состояния защищенности от негативного воздействия вод в структуре экологической безопасности, соотношение правовых норм законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций с экологическим, водным и иным природоресурсным законодательством в данной сфере. Рассмотрены проблемы определения критериев для отнесения того или иного явления к видам негативного воздействия вод.
Автор дает правовую оценку действующего состояния правового регулирования основных способов защиты от негативного воздействия вод, распределения властных полномочий и ответственности за разработку и реализацию мер по предотвращению негативного воздействия вод, анализирует последние законодательные изменения, внесенные в Водный кодекс РФ.
Делается вывод, что, несмотря на высокую значимость и сложность института защиты от негативного воздействия вод, отсутствует единый подход как к пониманию видов негативного воздействия, так и к принципу комплексности применения средств защиты от них. Остаются актуальными проблемы, вызванные «пробелами» законодательства, касающиеся экологического аспекта негативного воздействия вод, а также возложения обязанностей по инженерной защите от него.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ
ПОСТСКРИПТУМ
ISSN 2782-6163 (Online)