СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХРОНИКА
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Научные основы организации прокурорского надзора
Обосновывается востребованность разработки теории о пределах прокурорской деятельности, направленной на реализацию предназначения Прокуратуры РФ. Теория прокурорской деятельности находится в стадии формирования, но параллельная разработка ее основных понятий, к которым, без сомнения, относится фундаментальная категория «пределы вмешательства (деятельности)», благоприятствует созданию стройного и непротиворечивого учения о прокурорской деятельности. Разработке любой научной теории, как известно, предшествует концептуализация знания. Автор предпринял попытку определения концептологических оснований для формирования целостного учения о пределах прокурорской деятельности. Исследование пределов прокурорского вмешательства требует отслеживания и рассмотрения на мировоззренческом, теоретическом и фактологическом уровнях, что предопределило обозначение в статье в качестве концептологических оснований исследования его проблемы, исходной терминологии, цели разработки указанной теории, ожидаемых результатов, теоретических и эмпирических оснований исследования, а также краткого обоснования отдельных подходов и методов к исследованию пределов прокурорского вмешательства.
В статье автор рассматривает поднадзорные органам прокуратуры арктические территории, на которых прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов в сфере развития российской Арктики; выделяет основные элементы прокурорского надзора: предмет, объекты, субъекты и полномочия прокуроров; анализирует результаты работы региональных прокуратур по надзору за исполнением законов, поднадзорная территория которых полностью входит в Арктическую зону Российской Федерации. Автор предлагает в надзорной деятельности учитывать основные цели, задачи и приоритетные направления деятельности, определенные Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, а также Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года. В целях совершенствования прокурорского надзора автором предлагается в Главном управлении по надзору за исполнением федерального законодательства Генеральной прокуратуры РФ образовать новое структурное подразделение — отдел по надзору за исполнением федерального законодательства на территории арктических регионов и две специализированные прокуратуры (природоохранную и транспортную) с дислокацией в Арктической зоне РФ, а также издание ведомственных приказов Генерального прокурора РФ.
В настоящее время, учитывая новые обстоятельства, в которых действует экономика, все большее значение придается такому экономическому объединению, как Евразийский экономический союз. В статье анализируется одна из сфер полномочий, которыми наделена Евразийская экономическая комиссия, — сфера конкурентной политики, так как Комиссия рассматривает заявления, проводит расследования, рассматривает дела о нарушении правил конкуренции, направляет соответствующие запросы для рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции, если нарушение или признаки нарушения совершены на трансграничном рынке Евразийского экономического союза. Но кто осуществляет контрольно-надзорные функции за осуществлением деятельности данного органа и должен ли быть такой контроль и надзор? Этому вопросу, требующему анализа с учетом научного подхода и правоприменения, будет посвящена данная статья. Автор анализирует полномочия Евразийской экономической комиссии в сфере конкурентной политики, выявляет такие пробелы права, как отсутствие механизма оспаривания определений об отказе в возбуждении дела о нарушении правил конкуренции и других полномочий Евразийской экономической комиссии.
В статье рассматривается вопрос прокурорского надзора за соблюдением законодательства о защите земли и почвы. Автор делает вывод о необходимости улучшения системы государственного мониторинга состояния почв, нормирования и учета экологического состояния при использовании земельных участков, а также возложения обязанностей по улучшению почв на их пользователей. Автор подчеркивает необходимость разработки окончательной позиции по рассматриваемым вопросам в обзорах практики применения в судах Российской Федерации федерального законодательства в области охраны окружающей среды, рационального природопользования. Также необходимо в сборниках методических материалов по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства об охране земли и почвы регламентировать все возможные повторяющиеся процессы для прокуроров при проведении проверок.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Теоретические и правыовые основы регулирования организации прокуратуры и прокурорской деятельности
В настоящее время роль прокуратуры в системе органов публичной власти России довольно высока. Это подтверждается широким спектром функций, возложенных на органы прокуратуры Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», организационно-распорядительными документами надзорного ведомства, а также практическим участием органов прокуратуры и освещением ее деятельности в информационном пространстве. Особого внимания, безусловно, заслуживают и специализированные прокуратуры, ряд из которых текстуально не закреплен в данном Законе. К ним относится, например, прокуратура комплекса «Байконур», имеющая специфику ввиду различных особенностей, о которых пойдет речь. Исходя из анализа деятельности прокуратуры комплекса «Байконур», а также из доктринальных положений в отношении нее, сделаны авторские выводы и предложения, касающиеся дальнейшего развития рассматриваемой прокуратуры. Одним из ключевых предложений является разработка и издание приказа Генерального прокурора России, закрепляющего положения, касающиеся деятельности прокуратуры комплекса «Байконур».
В статье исследуется деятельность органов прокуратуры в сфере противодействия экстремизму. В целях выявления проблемы, связанной с недостаточностью правового регулирования, использована следующая методология: проведен анализ положений отраслевого законодательства на предмет выявления закрепленных полномочий прокурора; дополнительно проанализирована судебная и административная практики по делам, связанным с экстремизмом; использован метод сравнения, в том числе с полномочиями иных правоохранительных органов. Автор обосновывает необходимость совершенствования правового регулирования, поскольку прокуроры в рамках как надзорных полномочий, так и ненадзорной деятельности обеспечивают законность в упомянутой области. На основе проведенного исследования автором делается вывод о том, что в отечественном законодательстве органы прокуратуры, на которых сегодня возложен основной объем работ в указанной сфере, должным образом не определены в законодательстве в качестве субъектов противодействия экстремизму, что вызывает на практике вопросы. Обосновано, что ввиду неоднозначного правоприменения и судебного толкования требуется выработка единых подходов к толкованию норм законодательства, к выявлению и фиксированию правонарушений экстремистcкой направленности.
В статье анализируется проблема проведения органами прокуратуры антикоррупционной экспертизы правовых актов в Российской Федерации. В работе представлена авторская оценка действующих на современном этапе методических подходов к выявлению и устранению коррупциогенных факторов в нормативных документах и их проектах, характеризующаяся осмыслением теоретических основ антикоррупционной экспертизы, потенциальных и реальных рисков коррупционных действий. Анализ теоретических аспектов сопряжен с глубоким изучением практики прокурорской деятельности на данном направлении, что позволило сформировать представление о коррупциогенных факторах, имеющих наибольшую распространенность. На основе проведенного сравнительно-правового исследования законодательства стран — участников СНГ автором делается вывод о возможности заимствования ряда практик, показавших при их внедрении положительный результат: активного вовлечения научного сообщества в проведение антикоррупционной экспертизы, закрепления в национальном законодательстве страны единообразных требований к порядку направления проекта нормативного акта субъектам экспертной деятельности, законодательного закрепления права и обязанности органов прокуратуры выполнять экспертизу проектов нормативных актов. Автор показывает, что в современных условиях особое внимание должно быть обращено на проблему реализации результатов проведенной антикоррупционной экспертизы, отмечает необходимость подробной законодательной регламентации порядка рассмотрения требований прокурора об устранении коррупциогенных факторов и установления перечня оснований для отказа в удовлетворении требований прокуроров, конкретизации отдельных вопросов судебного обжалования.
В статье анализируются ключевые аспекты содержания надзорной и ненадзорной деятельности органов прокуратуры в области внедрения, применения и использования искусственного интеллекта: предмет и объект такой деятельности. На основе анализа имеющихся концепций в области придания субъектности искусственному интеллекту автором выделяются категории объектов прокурорской деятельности в рассматриваемой сфере, при этом делается вывод, что сам по себе комплекс технологических решений, имитирующих и воспроизводящих когнитивные человеческие функции, не может являться объектом такой деятельности. В качестве актуальной проблемы при осуществлении практической деятельности прокуратуры в сфере использования искусственного интеллекта автором указывается на отсутствие единых подходов к определению ее методических и организационных основ, при этом отмечается, что органы прокуратуры с 2022 г. начали информационно-аналитическое и цифровое переформатирование с учетом имеющейся необходимости использования технологий искусственного интеллекта в своей деятельности.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Прокурорская практика по делам о несостоятельности (банкротстве)
Проведен анализ правовых основ участия органов прокуратуры в судебных процессах с целью защиты важнейших социально-экономических прав граждан, таких как трудовые и жилищные права, в делах о банкротстве. В фокусе исследования — российская и китайская практика процессуального взаимодействия органов прокуратуры и судов в делах о банкротстве. На основе сравнительно-правового анализа автор оценивает тренд на повышение активности российской прокуратуры в участии в арбитражном судопроизводстве как перспективный, но требующий нормативной легализации в целях повышения эффективности защиты социально-экономических прав граждан. Для реального обеспечения законности в сфере банкротства необходимо законодательное закрепление участия прокурора в случаях применения ч. 5 ст. 52 АПК РФ, когда арбитражные дела о банкротстве затрагивают не только жилищные, но и трудовые права граждан.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Принципы и правовые средства прокурорского надзора
В статье рассматриваются вопросы определения критериев систематичности при квалификации уголовных преступлений. Анализ юридической литературы, нормативных правовых актов, других источников права, а также разъяснений и постановлений Пленума Верховного Суда РФ привел автора к выводу об отсутствии и у законодателя, и у правоприменителя единых критериев определения оценочного признака — систематичности. Автор демонстрирует, как по-разному в документах определяется систематичность. Данное обстоятельство исключает единообразное толкование признака систематичности, что говорит о несовершенстве отечественного законодательства. В связи с этим автором делается вывод о необходимости выработки единых подходов к толкованию норм законодательства о систематичности и закреплении их в уголовном законе.
В статье рассматривается вопрос о целесообразности введения в научный криминалистический дискурс понятия «криминалистическая технология». Технология — основная движущая сила современной цивилизации. Криминалистика как самая «техническая» из юридических дисциплин также не могла избежать искушения ввести в свой научный оборот понятие «криминалистическая технология». Однако использование этого понятия и производных от него определений способно кардинально изменить весь язык науки криминалистики либо засорить его значительным количеством синонимов, не несущих в себе какого-либо нового знания, но затрудняющих ведение строгой научной дискуссии. Оба этих последствия недопустимы. Предлагается отказаться от использования понятия «криминалистическая технология» в строгом научном дискурсе. В связи с этим представляется более обоснованным говорить не о криминалистических технологиях, а о технологичности той или иной методики расследования, тактики производства следственных действий и тактических комплексов, способов обнаружения, фиксации и изъятия следов и т.д., нежели ради красного словца переименовывать их в криминалистические технологии.
Статья освещает роль и эффективность работы уполномоченных по правам человека в Российской Федерации, подчеркивая их значимость в системе защиты прав и свобод граждан. Автор анализирует конституционные и законодательные основы деятельности омбудсменов, а также исследует практические аспекты их работы, включая доступность и учет региональных особенностей, выделяет существующие недостатки правового регулирования деятельности уполномоченных по правам человека. Статья также затрагивает трансформацию правового статуса омбудсмена и его роль в судебной и внесудебной защите прав человека, подчеркивая его важность как в национальном, так и в международном контексте.
В статье анализируется роль прокурора при прекращении уголовного дела с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа. Обращается внимание на то, что традиционное понимание процессуальных функций может быть изменено применительно к этому участнику уголовного судопроизводства, когда речь идет об освобождении лица от уголовной ответственности. Причиной является процесс функциональной конвергенции, который способствует объединению надзорной функции и функции уголовного преследования при принятии решения о прекращении уголовного дела с назначением судебного штрафа. Участие прокурора является обязательным в судебном заседании при прекращении уголовного дела по данному основанию. Также прокурор согласует ходатайство дознавателя, это обусловлено тем, что на сегодняшний день только суд может назначить судебный штраф, но критерии, по которым выносится постановление, не могут быть объективно закреплены в уголовном законодательстве, поэтому прокурор выступает в качестве дополнительной гарантии защиты прав участников уголовного судопроизводства и законности судебного решения.
Анализируется проблема определения сущности и содержания понятия «криминалистическое предупреждение преступлений», его соотношения с иными смежными понятиями. На основе изучения позиций ученых — криминологов и криминалистов — автор приходит к выводу, что в качестве составных элементов криминалистического предупреждения преступлений в его прикладном значении следует рассматривать криминалистическую профилактическую деятельность и криминалистическую деятельность, направленную на предотвращение преступлений. Одним из средств криминалистического предупреждения преступлений является выявление в ходе производства по уголовному делу обстоятельств, способствовавших совершению преступления, с последующим внесением в соответствующую организацию или должностному лицу представления о принятии мер по устранению указанных обстоятельств или других нарушений закона. В работе отмечаются сложности, возникающие на практике при реализации данной формы предупредительной (профилактической) деятельности следователя. Кроме того, представлены иные направления, в рамках которых может развиваться криминалистическое предупреждение преступлений.
В статье анализируется проблема обеспечения правозащитной функции в отношении такой незащищенной категории граждан, как несовершеннолетние. На основе проведенного исследования нарушений, которые выявляются прокурором при проведении прокурорских проверок, определено, какие нарушения в данной сфере выявляются наиболее часто и какие меры следует предпринимать прокурору для повышения эффективности надзора. Автор показывает, что надзор в сфере защиты прав несовершеннолетних всегда был, есть и останется приоритетным. Целью данной деятельности, реализуемой прокуратурой, является обеспечение реального исполнения законодательства об охране прав и законных интересов несовершеннолетних, пресечение, предупреждение и профилактика преступности детей. Эта работа органов прокуратуры направлена на восстановление нарушенных прав граждан. Автор обоснованно отмечает, что без соблюдения режима законности и исполнения законодательства всеми участниками образовательных отношений невозможно гарантировать реальное осуществление их права на образование. В связи с этим надзор за исполнением законодательства об образовании несовершеннолетних не должен ограничиваться лишь проверкой учебных заведений. Каждый раз прокуроры должны уделить внимание работе контролирующих органов, тем актам, которые ими оформляются. При решении вопроса о выборе акта определенного, наиболее эффективного в каждом конкретном случае акта реагирования следует руководствоваться организационно-распорядительными документами Генеральной прокуратуры РФ, после обязательной оценки отрицательных последствий исполнения их требований. Прокуроры при вынесении актов реагирования должны осознавать, что такие акты должны быть направлены не на разрушение уже реальных взаимоотношений, а только на их изменение и приведение в соответствие с действующим законодательством.
В статье анализируются проблемы правоприменительной практики по делам, связанным с оспариванием актов прокурорского реагирования. Автор приводит сведения о показателях применения актов прокурорского реагирования, указывающие на значимость данных правовых средств органов прокуратуры, а также фактах признания судами их незаконными. На основе анализа результатов рассмотрения арбитражными судами дел указанной категории приводятся основные причины признания актов прокурорского реагирования незаконными. В статье рассматривается вопрос о наличии или отсутствии необходимости в каждом случае внесения акта прокурорского реагирования проводить проверку и принимать соответствующее решение. Поднимается проблема определения наличия или отсутствия факта вмешательства органов прокуратуры в административно-хозяйственную деятельность юридического лица как основания для признания соответствующего акта прокурорского реагирования незаконным. Автор приходит к выводу о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство, регламентирующее проведение прокурорских проверок, а также указывает на актуальность в настоящее время разъяснения ряда вопросов в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда РФ.
В условиях санкционной политики западных стран и складывающегося в этой связи непростого пути развития отечественной экономики автором подчеркивается особая роль органов прокуратуры в укреплении законности и защиты прав и интересов субъектов правоотношений. Основное внимание уделено вопросам пределов участия прокурора в арбитражном процессе, а также анализу и оценке вносимых с 2021 г. изменений в законодательство, расширяющих полномочия надзорного ведомства при рассмотрении экономических споров, в чем и заключается научная новизна исследования. Автором сделан краткий обзор рассмотренных арбитражными судами дел с участием прокурора с учетом предоставленных ему законодателем новых полномочий. Неуреглированность процессуального участия прокурора в арбитражном суде второе десятилетие является темой для изучения, с учетом чего автором сделан вывод об объективной необходимости дальнейшего наращивания полномочий прокурора в арбитражном процессе при современном состоянии российской экономики, ее масштабировании и усложнении.
НАУЧНЫЙ ПОИСК
Современные сравнительные конституционно-правовые исследования выходят за рамки анализа традиционных институтов. В частности, очень динамично развивается процесс конституционализации охраны природы. Если в 1970-е гг. эти вопросы закреплялись в четырех конституциях, то в настоящее время они содержатся в 157 конституциях стран мира. Существенно расширяется предмет конституционного регулирования: в него включаются принципы экологического права, направления экологической политики, экологические права будущих поколений и институциональные механизмы их защиты. Развитие конституционно-правовых положений идет вслед за разработкой норм мягкого международного права. При этом в данной сфере конституционного регулирования страны Глобального Юга более активны, чем страны Глобального Севера. Уже наметились определенные региональные подходы. Так, в латиноамериканских государствах прослеживается переход от антропоцентризма к экоцентризму, природа и отдельные ее объекты наделяются статусом субъектов права.
В статье проведен анализ причинной связи между деянием и общественно опасными последствиями применения запрещенных средств и методов ведения войны. Причинная связь, связывающая деяние и общественно опасные последствия, является важным признаком объективной стороны применения запрещенных средств и методов ведения войны с материальным составом. В уголовно-правовом значении это означает, что преступное последствие порождается общественно опасным и противоправным деянием субъекта преступления. Причинная связь при применении запрещенных средств и методов ведения войны с материальным составом чаще всего характеризуется наличием многочисленных звеньев между преступным деянием и общественно опасными последствиями. Причинная связь при применении запрещенных средств и методов ведения войны с материальным составом часто характеризуется наличием промежутка во времени между действием и его последствием.
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
В статье анализируется современное состояние и перспективы внедрения цифровых технологий в деятельность органов прокуратуры. Рассмотрены основные тренды и вызовы, которые стоят перед органами прокуратуры в сфере цифровизации, также исследуется роль цифровых технологий в правоохранительной деятельности, их влияние на эффективность работы прокуроров и взаимодействие с другими государственными ведомствами. Оценивается степень правового регулирования деятельности органов прокуратуры с использованием цифровых технологий. Также затрагиваются вопросы безопасности и защиты персональных данных в контексте использования цифровых инструментов и анализируются действующие цифровые элементы в деятельности органов прокуратуры. Приводятся примеры успешного внедрения ряда действующих информационных систем в деятельность прокуратур субъектов Российской Федерации и оценивается зарубежный опыт в указанном направлении.
В статье анализируются проблемы, связанные с выявляемыми прокурорами нарушениями законов, возникающими в деятельности государственных органов, уполномоченных осуществлять функции по управлению, распоряжению и защите государственного имущества, предлагается механизм их разрешения. Особое внимание уделяется механизму взаимодействия прокурора с другими государственными органами, способам повышения эффективности деятельности по защите имущественных интересов государства, в связи с чем на основе анализа эмпирического материала в целях обеспечения согласованности деятельности уполномоченных государственных органов и усиления статуса прокурора в рамках защиты имущественных интересов государства предлагается закрепить в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» новую функцию прокуратуры в указанной сфере — координации деятельности государственных органов по защите интересов государства в сфере имущественных отношения, определив понятие указанной правовой дефиниции и охарактеризовав предмет, субъекты и объект координационной деятельности. Делается вывод о том, что внедрение в практическую деятельность указанной функции будет способствовать синхронизации деятельности всех государственных органов, участвующих в защите имущественных интересов государства, и повышению эффективности работы по истребованию имущества публично-правовых образований.
Российские институты государственной власти, осуществляющие правозащитную и правоохранительную деятельность, строго придерживаются норм и стандартов, которые отражены как в международном праве, так и в Конституции РФ. Прокуратура Российской Федерации как субъект правовых отношений, представляя собой ключевой надзорный орган государственной власти, играет основополагающую роль в осуществлении деятельности, направленной на защиту прав человека и гражданина. Однако в развитом демократическом и правовом государстве сфера защиты прав человека затрагивает различные отрасли права и сферы хозяйствования. Именно поэтому осуществление надзора и правозащитной деятельности органами прокуратуры РФ без взаимодействия с другими органами государственной власти РФ, которые также выступают в качестве субъектов правовых отношений, представляется труднореализуемым процессом. Само взаимодействие органов прокуратуры и органов государственной власти демонстрирует не только высокий уровень развития институтов правозащитной деятельности в стране, но также указывает и на тот факт, что сам процесс взаимодействия нуждается как в законодательном совершенствовании, так и в закреплении его отдельных положений.
В статье анализируется нормативно-правовое регулирование регистрационного учета граждан на территории Российской Федерации и влияние действующего порядка на реализацию социальных прав. Приводится позиция высших судебных инстанций по вопросу определения места жительства гражданина. Среди существенных факторов, препятствующих свободной реализации прав граждан, отмечается разнонаправленная судебная практика по вопросам финансирования льгот между субъектами РФ. Отмечается, что для органов исполнительной власти мероприятия по регистрационному учету необходимы для обеспечения стабильного финансирования расходных обязательств бюджетов. Автор отмечает, что функционирующих в настоящее время регистров учета граждан в России достаточно для решения проблем с привязкой реализации прав в зависимости от места жительства гражданина. Предлагаются пути совершенствования законодательства и изменения подходов в регистрационном учете граждан по месту жительства.
КНИЖНАЯ ПОЛКА КАФЕДРЫ
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. Памятники права
ПОСТСКРИПТУМ
ISSN 2782-6163 (Online)