Preview

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Расширенный поиск
№ 11 (2022)
Скачать выпуск PDF

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХРОНИКА

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ

21-29 547
Аннотация

В статье обобщены взгляды ученых-юристов на правовую природу документов стратегического планирования и поддержана позиция о признании их видом политико-правовых актов. С позиций теории административного права показано наличие в документах стратегического планирования в области национальной безопасности основных признаков правовых актов управления: подзаконность, государственно-властный характер, правовой характер, принятие компетентным субъектом публичной власти, нормотворческая процедура принятия. Сформулировано определение стратегического акта управления в области обеспечения национальной безопасности, под которым предлагается понимать официальный документ, изданный в установленном порядке Президентом РФ или Правительством РФ и содержащий правовые нормы, определяющие цели, задачи, содержание и способы реализации государственной политики по обеспечению и защите национальных интересов и достижению стратегических национальных приоритетов Российской Федерации в долгосрочной перспективе. Именно такие акты во многом предопределяют архитектуру и наполнение всей системы правовых актов управления.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Национальная безопасность в XXI веке: новые вызовы и угрозы

30-40 589
Аннотация

В статье анализируются наиболее значимые суждения представителей различных отраслей юриспруденции, высказывавшиеся в процессе многолетней дискуссии по вопросу, являются ли административные правонарушения общественно вредными или общественно опасными деяниями. Автором рассматривается данная проблема с учетом положений современного законодательства, регулирующего обеспечение различных видов безопасности, и Кодекса РФ об административных правонарушениях. При этом значительное внимание уделяется положениям Стратегии национальной безопасности. Утверждается, что в современных условиях значительное число административных правонарушений являются общественно опасными деяниями, совершение которых приводит к снижению уровня безопасности различных видов человеческой деятельности, создает угрозу национальной безопасности России.

41-49 500
Аннотация

В статье рассматривается развитие российского законодательства в сфере обеспечения национальной безопасности, претерпевшее значительные изменения в связи с конституционной реформой 2020 г. Исследование положений Федерального закона «О безопасности» позволяет выявить ряд недостатков, требующих его корректировки. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации 2021 г. выполняет важнейшую миссию правового средства, направляющего усилия многочисленных субъектов обеспечения национальной безопасности на реализацию стратегических национальных приоритетов. Особое внимание автор уделяет характеристике положений Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, в которой важнейшим направлением реализации государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности заявлен стратегический приоритет по сбережению народа России и развитию человеческого потенциала. В работе проводится сравнительный анализ элементов системы национальной безопасности, позволяющий выявить основные тенденции правового регулирования в сфере обеспечения национальной безопасности с целью достижения национальных целей развития Российского государства.

50-59 791
Аннотация

В статье рассматриваются проблемные вопросы нормативно-правового регулирования контроля и надзора в области обеспечения национальной безопасности. Указывается на недостаточный уровень правовой базы, регламентирующий порядок осуществления контроля и надзора в области обеспечения национальной безопасности. Определяются основные виды и формы контроля и надзора, которые должны составлять единую систему контроля и надзора в области обеспечения национальной безопасности. Предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390‑ФЗ «О безопасности» путем установления видов и форм контроля и надзора в области безопасности, которые должны составить единую систему контрольно-надзорной деятельности в области обеспечения национальной безопасности и стать необходимой основой для дальнейшего развития отраслевого законодательства и подзаконного нормативно-правового регулирования.

60-69 256
Аннотация

В статье исследуется роль исполнительного производства как правового феномена в обеспечении национальной безопасности. Автор рассматривает его, прежде всего, в качестве правового средства обеспечения национальной безопасности в целом, но в то же время и, главным образом, в качестве инструментария обеспечения конкретного властного решения органа, должностного лица в отношении отдельно взятого гражданина, организации. Тем самым доказывается важность роли принудительного исполнения в обеспечении прав человека и гражданина как высшей ценности, властных публично-значимых решений в масштабе деятельности всего государства. Автор объясняет необходимость исполнительного производства, существования института принудительного исполнения наличием государства, приходит к выводу о том, что, пока существует государство, оно будет нуждаться в инструментарии по принудительному исполнению властных решений.

По мнению автора, исполнительное производство — средство обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В то же время автор также утверждает, что исполнительное производство — одно из таких средств, поскольку национальная безопасность государства — явление сложное, системное, собирательное, обеспечивается разными органами публичной власти, государственного управления, в том числе и прежде всего органами исполнительной власти.

Рассматривая национальную безопасность государства с точки зрения состояния защищенности национальных интересов от внутренних и внешних угроз, автор безусловно, учитывает многоаспектный характер таких интересов. Это позволяет прийти к выводу о том, что по своей сути последние представляют ценности в различных областях общественных отношений, особенности которых нуждаются в специальном инструментарии, в том числе в форме исполнительного производства, которое используется только в случае защиты правовых ценностей. Таким образом, исполнительное производство стоит на страже обеспечения национальной безопасности государства в сфере экономики, социально-культурной, административно-политической сферах жизни общества и государства.

70-79 255
Аннотация

Одним из факторов обеспечения национальной безопасности является лицензирование, направленное на профилактику угроз и возможного ущерба экономическим, экологическим отношениям, здоровью граждан, социально-культурным отношениям, обороне и безопасности государства, потенциальная возможность наступления которых связана с осуществлением отдельных видов предпринимательской деятельности. В данной статье институт административной ответственности рассматривается как средство выявления, пресечения, а также профилактики нарушений прав индивидуальных предпринимателей, физических, юридических лиц. Для более обширного анализа институт административной ответственности за нарушение лицензионных правил рассмотрен в ретроспективе. Особое внимание уделено административным правонарушениям и административным наказаниям в сфере лицензирования, закрепленным КоАП РСФСР и КоАП РФ. Выявлены основные тенденции развития административной ответственности в сфере лицензирования. Отмечено, что вносимые в КоАП РФ изменения зачастую не носят системного, управленчески продуманного характера, что негативным образом влияет на обеспечение законности в государстве и обществе. В заключение автором отмечаются перспективы модернизации законодательства об административной ответственности РФ в сфере лицензирования и аргументируются предложения по его совершенствованию.

80-87 268
Аннотация

Анализируется состояние рынка ценных бумаг в условиях санкционного давления. Особое внимание уделяется роли Центрального банка РФ в системе стратегического планирования рынка ценных бумаг. В статье дается анализ среднесрочных документов стратегического планирования в области рынка ценных бумаг, приводятся среднесрочные цели политики Банка России по развитию финансового рынка до введения санкций и с изменением политики после событий весны 2022 г.

Автор указывает на принципы политики по развитию финансового рынка и их влияние на современный рынок ценных бумаг, отмечается значение способов влияния на рынок ценных бумаг. Особо отмечаются способы влияния на финансовый рынок, создание предпосылок и мотивации для его совершенствования. Автор приходит к выводу о том, что необходимо определить условия и методы восстановления финансового сектора для создания стабильного и уверенного роста финансовой стабильности, используя при этом все возможные сервисы финансового рынка.

88-96 367
Аннотация

В публикации рассмотрена специфика нормативного правового регулирования государственно-управленческой деятельности при беспрецедентном давлении ряда зарубежных государств на Российскую Федерацию, затрагивающем в той или иной степени фактически большинство сфер государственного управления. Автор приходит к выводу о прямой взаимосвязи недружественных действий иностранных государств с угрозами суверенитету Российской Федерации и необходимости в связи с этим выработки юридической наукой универсального правового механизма его административно-правовой защиты.

В статье исследуются законодательные акты, которые закладывают правовую основу для реагирования России на недружественные действия (в том числе посредством применения ответных мер) и положения которых находят свое развитие в подзаконном правотворчестве различного уровня.

На основе анализа законодательства и научной доктрины определяются особенности государственного управления в условиях ярко выраженных недружественных действий отдельных государств, а также выявляются основные его элементы, подлежащие изучению и совершенствованию.

97-107 266
Аннотация

В статье на примере административного преследования незаконной миграции рассматривается рассогласованность действий законодательной, исполнительной и судебной власти. Ее следствием является как уход мигрантов от административной ответственности, так и превращение административного выдворения в заключение нелегала в специализированном учреждении на неопределенный срок. Автор выражает несогласие с законодательной тенденцией по сужению пределов судебного усмотрения и обращает внимание на необходимость консолидации усилий всех ветвей власти РФ с учетом сложившейся международной политической обстановки. Подчеркивается целесообразность корректировки законодательного подхода к судопроизводству по делам об административных правонарушениях: вместо ограничения дискреции суда следует обеспечить суду достаточный арсенал как видов административного наказания, так и полномочий по возложению иных административно-правовых обязанностей в целях оптимальной индивидуализации наказания.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Цифровая трансформация государственного управления.

108-116 331
Аннотация

Статья посвящена оценке полноты и качества правового регулирования в сфере искусственного интеллекта и правового обеспечения применения искусственного интеллекта в государственном управлении. В статье отражено состояние и развитие регулирования искусственного интеллекта в России.

Автор показывает, что сегменты актов концептуально-доктринального характера и стратегически-планировочного порядка, сегмент стандартизирующих документов в России более или менее отработаны и наполнены (хотя бы чисто формально), но собственно нормативно-правовое регулирование сегодня не существует — ни в полноценной модальности, ни как некоторая отправная позиция. Вскрыты некоторые ключевые проблемы в сфере регулирования разработки, тестирования, внедрения и применения искусственного интеллекта. Поднимается вопрос о разделении реальных разработок технологий искусственного интеллекта, перспективных для применения в государственном управлении или уже применяемых или тестируемых, и откровенного обмана в этой сфере.

Предложен механизм поиска соответствующих решений, первоочередные меры достройки регуляторного пространства в сфере искусственного интеллекта.

117-127 439
Аннотация

Статья посвящена вопросам определения содержания и онтологии инновационных публично-правовых режимов. Приводится авторский концепт правового понимания и толкования понятия «правовой режим».

Ключевые вопросы, поднимаемые в статье: что конкретно дает основания считать тот или иной публично-правовой режим инновационным; в чем состоит сердцевина новизны в онтологии, позволяющая говорить об этом.

В статье акцентируется, что сегодня известно и используется великое множество определений понятия «инновация», но большинство из них применительно к публично-правовым режимам не имеет ясных содержательных характеристик.

Обращаясь к теме инноватики именно в регуляторном пространстве, автор делает вывод, что правовая инновация — это, может быть, принципиально новое регуляторное решение в форме предложения о законодательных изменениях, это, возможно, принципиально новая правоприменительная процедура, алгоритмическая цепочка, новый правоприменительный подход, предназначенный под встраивание в деятельность органов публичного управления новый правовой принцип, новая парадигма в оперировании регуляторными инструментариями, целями, результатами, преимуществами.

Правовая инновация определяется в нашем авторском концепте как отвечающая требованиям: 1) необходимого и достаточно приемлемого уровня нормопроектировочной проработанности и релевантности; 2) полезности; 3) необходимого и достаточно приемлемого уровня новизны, 4) реализуемости, 5) согласованного или опережающего отражения и конструирования социальной реальности и социального порядка. Автор заявляет статью как ставящую научную проблему, но одновременно предлагает концептуальный ответ на вышеуказанные вопросы.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Противодействие незаконному обороту наркотиков

128-136 168
Аннотация

В статье рассмотрены основные вопросы, касающиеся организации лечения и социальной и медицинской реабилитации наркозависимых лиц в Российской Федерации. Приведены данные социологического опроса в отношении эффективности лечения от наркозависимости медицинскими методами. Кратко описаны процедура постановки диагноза «наркомания» и основания направления граждан на медицинское освидетельствование. Проанализирована проблема, связанная с реализацией правонарушителем субъективного права на прохождение соответствующих лечебных и профилактических мероприятий вместо исполнения административных наказаний (преимущественно административного штрафа и административного ареста). Даны предложения по усилению мотивации наркопотребителей (лиц, которые незаконно потребляют наркотики либо у которых диагностированы наркомания или пагубное (с вредными последствиями) потребление наркотиков) к получению наркологической и иной помощи за счет средств административно-правового стимулирования. Доказана высокая позитивная потенция реализации административно-правовых стимулов в отношении наркопотребителей, формирующих у таких лиц устойчивые предпосылки для будущего правомерного поведения.

137-145 214
Аннотация

В работе изучается административная ответственность за рекламу и пропаганду наркотических средств, установленная ст. 6.13 КоАП РФ, рассматриваются определения этих категорий. Приводится статистика рассмотрения судьями дел по данной статье. На основе анализа судебной практики изучаются формы, с помощью которых осуществляются реклама и пропаганда наркотических средств, а также делается вывод, что более часто выявляется именно пропаганда наркотических средств, чем их реклама.

Также рассматривается вопрос разграничения правонарушений, связанных с рекламой и пропагандой наркотических средств. Анализ судебной практики позволил прийти к выводу, что правоприменительными органами данные понятия фактически не разграничиваются, происходит это, в частности, вследствие того, что ответственность за данные деяния установлена одной нормой. При этом делается вывод, что такое правонарушение, как реклама наркотических средств, общественно опасней, так как реклама одновременно может являться и пропагандой. Вследствие этого данное правонарушение необходимо наказывать наиболее строго.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Гармонизация российского и зарубежного административного законодательства

146-153 1356
Аннотация

Автором проведен сравнительно-правовой анализ нормативно-правовой основы административной ответственности — законодательства об административных правонарушениях двух стран, входящих в романо-германскую правовую семью. Отмечено, что данное законодательство в обоих странах кодифицировано. Однако Кодекс Германии об административных правонарушениях, в отличие от российского, можно назвать рамочным. Проанализированы понятие административного правонарушения и его признаки. Отмечено, что частично они совпадают в российском и германском законодательстве. Особое внимание уделено анализу субъектов административной ответственности. В частности, отмечается более ранний возраст привлечения к ответственности физических лиц в Германии по сравнению с Россией. В Германии, в отличие от России, в административной ответственности используется институт соучастия. Исследованы административные правонарушения и административные наказания, применяемые в обоих странах. Сделан вывод о том, что в российском законодательстве их намного больше и они разнообразнее. В заключении автором даются предложения по заимствованию отдельных положений кодекса Германии об административных правонарушениях в КоАП РФ.

154-160 296
Аннотация

В настоящей статье рассматриваются особенности противодействия практике вращающихся дверей как коррупционному деянию в России и зарубежных странах. Автор раскрывает сущность практики вращающихся дверей, показывает ее неоднозначное понимание в разных государствах. Особое внимание при изучении данной практики уделяется отечественному и иностранному опыту ее правового регулирования. Подробно рассматривается ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях, посвященная незаконному привлечению к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего. Анализируются особенности правоприменительной практики, связанной с указанной статьей КоАП РФ, а также правовые позиции Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, посвященные данной статье. Описываются основы противодействия практике вращающихся дверей в таких зарубежных странах, как Германия, Соединенные Штаты Америки и Франция.

161-167 236
Аннотация

В статье рассмотрены вопросы правовой регламентации бюджетного законодательства Республики Абхазия, действующие правовые механизмы формирования на государственном уровне финансовой безопасности. Также рассмотрены механизмы внедрения Закона «О государственных и муниципальных закупках» в рамках гармонизации законодательства Республики Абхазия и Российской Федерации, в целях минимизации или исключения коррупционных факторов при возникновении правоотношений при приобретении товаров, работ и услуг, необходимых для обеспечения деятельности и реализации функций органов государственной власти и государственного управления Республики Абхазия. Проведенный анализ бюджетного законодательства Республики Абхазия позволил определить проблемные вопросы, а также отсутствие ряда нормативных правовых актов, вытекающих из действующего законодательства Республики Абхазия. Обоснованы предложения по совершенствованию законодательства Республики Абхазия в бюджетной сфере.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. История административного права и административного процесса

168-174 655
Аннотация

Данное исследование посвящено истории возникновения административного процесса в Древнем Риме, поскольку римское право является началом и классикой для последующего развития права. Оно появилось около двух с половиной тысяч лет назад. Не случайно в Средние века оно было реципировано Европой и стало основой для развития различных отраслей права. Некоторые понятия римского права перешли в российское право, что отражено и в настоящем исследовании. В статье показано, как развивался административный процесс, хотя в те времена не было административных судов, не было понятия административного правонарушения. Римское право делилось на публичное и частное, поэтому мы старались в частном праве выделить элементы административного процесса.

Право обвинения было весьма почетным и принадлежало каждому римскому гражданину. Но оно было весьма ответственным. За ложные обвинения, за подкуп свидетелей следовало суровое наказание. Но обвинительная деятельность делала обвинителя популярным и вела к получению важных должностей. Женщинам и опороченным лицам право воспользоваться ею не предоставлялось.

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО

175-182 288
Аннотация

В настоящей статье анализируется практика применения беспилотного воздушного транспорта в контексте обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Автор описывает ключевые особенности беспилотного воздушного транспорта, отдельные аспекты его правового регулирования, содержащиеся в Воздушном кодексе РФ, анализирует дорожную карту Национальной технологической инициативы «Аэронет». Кроме того, рассматривается практика применения беспилотных воздушных судов во время проведения Специальной военной операции на Украине, а также правонарушения, совершающиеся с использованием указанных судов в России и зарубежных странах. Отдельно раскрывается деятельность федеральных органов исполнительной власти (Федерального агентства воздушного транспорта, Федеральной службы войск национальной гвардии РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ) по предупреждению и пресечению указанных правонарушений. Предлагается использовать в правовом регулировании применения беспилотного воздушного транспорта государственный учет, государственную регистрацию, допуск, подтверждение соответствия определенным требованиям.

183-190 298
Аннотация

Статья посвящена вопросам обеспечения безопасности окружающей среды. Автор раскрывает содержание угроз окружающей среде, дает их классификацию. Отмечается важность прогнозирования возможности возникновения предполагаемых и новых угроз, рассматриваются механизмы такого прогнозирования. В статье доказывается, что изменения климата являются важнейшей угрозой безопасности Российской Федерации, в связи с чем их своевременное выявление и оценка относятся к числу приоритетов политики в области климата. Анализируя содержание Концепции национальной безопасности 2015 года и Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, автор делает вывод, что законодатель не видит особых различий в терминах, используемых в целях указанных нормативных правовых актов, что проблема низкого качества терминов в области охраны окружающей среды имеет не только практический и правовой, но и методологический аспект, поскольку обусловлена межотраслевым характером общественных отношений. Последствием некачественной терминологии, смешения важных понятий обязательно будут ошибки планирования и обеспечения безопасности окружающей среды. Необходим единый, согласованный по целям, задачам и функциям межотраслевой, междисциплинарный подход к изучению проблемы.

191-198 313
Аннотация

В статье раскрываются понятие, цели и место высшего образования в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, рассматриваются формы государственного контроля, показана роль государственного контроля за качеством высшего образования для достижения стратегических национальных приоритетов. Автор доказывает, что повышение уровня высшего образования во многом обеспечивается федеральным государственным контролем качества высшего образования. На основе проведенного анализа федерального законодательства и нормативных правовых актов Минобрнауки России и Рособрнадзора сделан вывод о необходимости совершенствования существующей системы федерального государственного контроля качества высшего образования посредством внедрения информационных технологий сбора и анализа данных, развития электронного мониторинга и его инструментов. Федеральный государственный контроль качества высшего образования в современных условиях не только становится средством государственной политики в сфере сбережения народа России и развития человеческого потенциала, но и способствует реализации иных стратегических национальных приоритетов.

199-208 348
Аннотация

В статье затронуты вопросы, связанные с административным усмотрением в условиях цифровой трансформации публичного управления. Автором анализируется явление смены «поколений» государственных чиновников — бюрократов уличного уровня, экранного уровня и системного уровня, показываются практические аспекты взаимодействия между государственными служащими и гражданами в разные периоды. При этом основное внимание уделяется качественным и количественным преобразованиям дискреционных полномочий органов исполнительной власти и их должностных лиц: обозначаются ключевые научные подходы к проблеме изменения объемов и содержания указанных полномочий, исследуется отношение населения к соответствующим процессам (на примере института предоставления государственных услуг), обобщается опыт отдельных стран по осуществлению постепенной автоматизации исполнительно-распорядительной деятельности в целом и некоторых управленческих функций в частности. Кроме того, изучаются так называемое цифровое усмотрение (цифровое административное усмотрение, искусственное усмотрение), его положительные и отрицательные стороны, а также сложности внедрения.

209-216 362
Аннотация

В статье исследуются вопросы цифровой трансформации федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, формы и методы его осуществления. Особое внимание уделено надзорным мероприятиям, проводимым без взаимодействия с контролируемым лицом — наблюдению за соблюдением обязательных требований и выездному обследованию. Сделан вывод о значимости законодательного закрепления исчерпывающего перечня надзорных действий, осуществляемых в рамках выездного обследования. Правовое регулирование цифровых технологий федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения находится в стадии формирования. В дальнейшем необходимо реализовать возможность самообследования с использованием проверочных листов в автоматическом режиме, процедуру самодекларирования, обеспечить обжалование решений органа надзора, действий (бездействия) должностных лиц в электронном виде и др. Цифровая трансформация федерального надзора в области безопасности дорожного движения должна качественно изменить систему государственного надзора, сделать ее более открытой, перенести акцент с наказания на профилактику, снизить издержки всех заинтересованных субъектов, а главное — сократить количество ДТП, возникающих по причине нарушений обязательных требований.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. Юридическое наследие

220-226 149
Аннотация

Печатается фрагмент параграфа из книги: Белявский Н. Н. Полицейское право (административное право) : конспект лекций. 3-е изд., доп. Пг., 1915. С. 95—102

ПОСТСКРИПТУМ

227-235 203
Аннотация

На протяжении всей своей истории человечество практически всегда прибегало к насилию при решении тех или иных вопросов. При этом в процессе эволюции общества разрабатывалась и сфера военного искусства, в том числе и управленческий сектор вооруженной борьбы. Некоторые армейские институты имеют достаточно длинную историю и формировались на протяжении многих веков. К подобным институтам можно причислить пост верховного главнокомандующего, который на сегодняшний день играет значительную роль во многих военных процессах и вооруженных конфликтах. Следует отметить, что этот пост — не только большая ответственность, но еще и спектр огромного количества полномочий.

Довольно часто, когда мы слышит слова «верховный главнокомандующий», то ассоциируем их с главой государства: президентом, монархом и т.д. И отчасти это так и есть. Например, по государственному законодательству Великобритании король является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами Великобритании и Верховным правителем Церкви Англии; во Франции, согласно ст. 15 ее Конституции, Верховным главнокомандующим Вооруженными силами является Президент Республики.

Верховный главнокомандующий — высший начальник вооруженных сил любого государства как в военное, так и в мирное время. Но когда появилась эта должность, достоверно не известно. Впервые понятие «командир-шеф» использовал король Шотландии, Ирландии и Англии Карл I. Он обладал полномочиями политического деятеля и военного руководителя. Предположительно, он и стал первым в мировой истории верховным главнокомандующим армии.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-5998 (Print)
ISSN 2782-6163 (Online)