Preview

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Расширенный поиск
№ 12 (2020)
Скачать выпуск PDF

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ 

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХРОНИКА 

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ И РОССИЯ 

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООН 

38-52 97
Аннотация

Рассматривая в первой части статьи историю создания ООН, автор акцентирует внимание на исключительно значимом вопросе, согласованном в1945 г. в ходе Крымской конференции руководителей трех великих держав, — порядке голосования в Совете Безопасности. Облеченные в различную форму призывы отказаться от закрепленного в Уставе ООН «права вето» постоянных членов Совета Безопасности стали основным лейтмотивом многочисленных попыток США и их ближайших союзников подвергнуть ревизии Устав ООН.  Проводя обзор подобных предложений, автор обращает внимание, что в западных политических и научных кругах получили широкое расространение популистские идеи, суть которых сводится к призыву подменить основанную на принципах равноправия всех государств международную Организацию некой наднациональной структурой,  деятельность которой фактически основывалась бы на принципе«у кого сила, у того и власть».

Далее автор рассматривает принципиально важный вопрос: справилась ли Организация со своей главной миссией— поддержанием международного мира и безопасности?

Перечисляя разработанные в недрах ООН выдающиеся универсальные документы современности, автор называет самое заметное, по его мнению, достижение Организации— реальное освобождение от колониального гнета десятков стран Азии, Африки и Латинской Америки. Анализируя деятельность ООН, автор признает, что Организация по многим позициям все еще далека от своей объединительной конвергентной сути: США и их союзники по НАТО ведут линию на слом системы международных отношений, основанной на центральной роли ООН в мировой политике, продвигают концепцию, которая подразумевает создание закрытых альянсов для выработки и реализации шагов в обход ООН. На фоне таких реалий Россия, добиваясь укрепления многосторонних начал в мировых делах, особое значение придает созданию саморегулируемой международной системы, что требует коллективного лидерства ведущих государств, представительного в географическом и цивилизационном отношении и осуществляемого при полном уважении центральной и координирующей роли ООН.

В статье также обращается внимание на то, что современная действительность обозначает все новые и новые трудноразрешимые проблемы, приводящие зачастую к «автономизации» международного права: образующиеся«ниши», не заполненные правовым материалом, неизбежно порождают ситуации, когда соответствующие пробелы регулируются партикулярными и специальными нормами на двусторонней или региональной основе. Расширение возможностей международного права автору видится в утверждении начал межцивилизационного общения, стремлении к своего рода синтезу различных правовых систем, идеологий, культур, религий и иных духовных ценностей, что стало бы надежной основой укрепления значения и роста влияния международного права.

53-67 121
Аннотация

Содержание статьи касается сопоставления и разграничения понятий«основные принципы» иjus cogens (императивные нормы общего международного права) как явлений международноправовой действительности с позиций их места в теории и практике международного права. В представленном материале автор не ограничивается фиксацией серьезной проблемы, существующей в сфере исследования и состоящей в немалом терминологическом разнообразии, что усложняет аппарат современной международно-правовой науки, а проводит последовательную дифференциацию многих иных понятий, помещаемых в разряд принципов международного права. При этом во главу угла рассматриваемой проблематики поставлен более широкий ее срез— анализ категории«принцип» как центральной, главенствующей в современном международном праве. Поскольку основные принципы выступают в качестве одного из главных понятий как системы международного права, так и его науки, их оценка осуществляется прежде всего с точки зрения их функциональной роли в правовом регулировании межгосударственных отношений. На фоне сравнения с нормамиcogens основные принципы рассматриваются также для определения их значения для теории и практики международного права в целом

68-82 138
Аннотация

В статье обозначены основные направления международно-правового регулирования физической культуры и спорта в системе Организации Объединенных Наций на современном этапе. Автор анализирует полномочия, имеющиеся в данной сфере у Генеральной Ассамблеи ООН и ее вспомогательного органа— Совета по правам человека, а также Совета Безопасности ООН, Департамента по экономическим и социальным вопросам Секретариата ООН. Автор демонстрирует, как неблагоприятный исход футбольного матча способен стать катализатором для обострения межгосударственного спора и его последующей передачи в Международный Суд ООН. Охарактеризован порядок взаимодействия между Олимпийским движением и двумя специализированными учреждениями ООН— Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и Всемирной организации здравоохранения.

83-94 129
Аннотация

Любой международный договор содержит сбалансированные обязательства, взятые участниками при сопутствующих его заключению обстоятельствах. Изменение тех или иных условий, существовавших в момент заключения договора, обусловливает необходимость адаптировать его к новым реалиям. В свете этого обращение к проблеме изменения международных договоров представляется актуальной задачей. В предлагаемой статье автор анализирует различные международные договоры с целью выявления общих и специальных подходов государств к вопросам изменения заключаемых ими международных договоров. Особое внимание уделяется анализу норм Венской конвенции о праве международных договоров1969 г., закрепленных в ее частиIV  «Поправки к договорам и изменение договоров».При подготовке статьи автором использовались в комплексе различные методы научного исследования: системного, структурного, историко-правового, формально-юридического анализа. Проведенный анализ позволил сделать ряд выводов относительно утвердившихся и наиболее типичных для договорной практики государств подходов к вопросу о возможности вносить в действующие договоры изменения. Наряду с применением специальных процедур внесения изменений в действующие международные договоры, предусматриваемых в их текстах, изменение международных договоров может происходить и в ходе последующей практики их применения, а также за счет использования таких механизмов, как периодические конференции государств-участников.

95-110 104
Аннотация

Торговля определена в качестве одного из ключевых средств осуществления Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до2030 года. Упрощение процедур торговли признано важным для направления торговли в устойчивое развитие, что, как ожидается, будет способствовать ускорению экономического роста и международной торговли, а также усилит экономические,  экологические и социальные аспекты устойчивого развития. В статье предлагается рассмотреть основные направления деятельности ООН в сфере упрощения процедур торговли, в частности предлагается проанализировать деятельность Комиссии ООН по праву международной торговли, Конференции ООН по торговле и развитию, Европейской экономической комиссии ООН, Организции Объединенных Наций по промышленному развитию(ЮНИДО), Центра по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям, Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана и работу Сети экспертов ООН по безбумажной торговле в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИАЦИЙ 

ПРАКТИКА МЕЖДУНАРОДНОГО СУДА ООН 

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО 

150-158 103
Аннотация

В статье проводится анализ работы органов, программ и агенств системы ООН в решении проблемы защиты прав экологических мигрантов, демонстрируется, как на международном уровне происходит постепенное признание того, что в условиях изменения климата необходимо осуществлять защиту прав лиц, вынужденных мигрировать в более безопасные и пригодные для проживания районы и местности (экологических мигрантов). Несмотря на то, что изменение климата не было признано в качестве фактора, непосредственно влияющего на миграцию, и пока оно рассматривается только во взаимосвязи с другими причинами (экономическими, политическими, социальными и др.), в настоящее время органами, программами и агентствами системы ООН параллельно ведется работа по изучению и признанию негативного влияния изменения климата на полноценное пользование человеком своими правами. Автор высказывает предположение, что подобная работа системы ООН поможет сформировать и закрепить международно-правовой статус экологических мигрантов и впоследствии решить проблему экологической миграции населения.

159-171 183
Аннотация

В статье рассматривается принцип международного сотрудничества в рамках современного международного космического права. Автор приходит к выводу, что данный принцип является принципом общего международного права, но в международном космическом праве имеет особенности, обусловленные спецификой отрасли. К таким особенностям можно отнести: осуществление международного сотрудничества в соответствии с положениями международного права, в том числе Устава ООН и Договора по космосу, на благо и в интересах всех государств с особым учетом потребностей развивающихся стран (в частности, обязанность государств на равных основаниях рассматривать просьбы других государств — участников Договора по космосу о предоставлении им возможности для наблюдения за полетом запускаемых этими государствами космических объектов и информировать международное сообщество о своей космической деятельности), на справедливой и взаимоприемлемой основе с использованием наиболее эффективных и надлежащих форм сотрудничества, в области исследования и использования космического пространства в мирных целях. Одной из важных особенностей является также широкое участие частного сектора в международном космическом сотрудничестве.

ЮРИСТ-МЕЖДУНАРОДНИК: НАУКА И ОБРАОВАНИЕ.ИЗВЕЧНАЯ ДИЛЕММА: ФОРМА И СОДЕРЖАНИЕ (СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ЗАЩИТЫ ДИССЕРТАЦИЙ) 

ЮРИСТ-МЕЖДУНАРОДНИК: НАУКА И ОБРАОВАНИЕ. ПРОФЕССИЯ: ЮРИСТ-МЕЖДУНАРОДНИК 

182-196 106
Аннотация

Несмотря на то, что юристы-международники представляют самые разные страны с разными культурами и правовыми традициями, с разным уровнем экономического развития и политическими целями, можно говорить о существовании единого уникального профессионального сообщества («невидимой коллегии, посвященной общему интеллектуальному предприятию», по словам О. Шахтера), которое говорит на одном языке — языке международного права. В международных отношениях в отсутствие высшей (надгосударственной) власти юристы подчас становятся единственными, кто «цивилизирует» защитунациональных интересов, что обусловливает специфические этические проблемы в работе юриста-международника, которые рассматриваются на примере работы юриста во внешнеполитических ведомствах, в международных организациях и в международных судах. В статье обосновывается мысль о том, что юристы-международники в силу огромного творческого потенциала их работы являются, по сути, «архитекторами» международного права и той системы, в которой оно существует.

НЮРНБЕРГСКИЙ ПРОЦЕСС: УНИКАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ЯВЛЕНИЕ 

197-216 122
Аннотация

В статье с точки зрения современного международного права рассматривается значение организации и проведения Нюрнбергского Международного военного трибунала для суда над военными преступниками в1945—1946 гг. (далее— МВТ) как уникального опыта успешного международного сотрудничества, весьма востребованного в наши дни. На основе анализа приговора МВТ сформулирован ряд уроков для современного национального и международного правосудия. Высказано суждение о том, что договорные источники (Берлинская декларация, Лондонское Соглашение и Устав МВТ) оказали огромное влияние на последующее развитие международной договорной практики. Отмечено, что МВТ воспринял все лучшее,  что было в социалистической(СССР), собственно континентальной(Франция) и англосаксонской(США и Великобритания) правовых системах, сумел преодолеть«системные» и национальные барьеры и найти взаимоприемлемые решения. Сделан вывод о том, что поскольку осуществление международного правосудия направлено на замещение национального правосудия, условием осуществления международной юрисдикции является утрата(в той или иной степени) государством своего суверенитета. Высказано авторское суждение о том, что эффективность национальных правовых и судебных систем,  основанная на нюрнбергской юриспруденции, противостоит международному правосудию, вместе с тем, присвоение функций международного правосудия национальными судебными системами вызывает не меньшую озабоченность. В условиях отказа России от участия в МУС подчеркнута важность заключения двусторонних соглашений с государствами— участниками МУС об исключении российских граждан из юрисдикции МУС с соблюдением принципов неотвратимости наказания, взаимности и избирательности, а также установления запретов сотрудничества органов государственной власти с МУС и участия российских миротворцев в операциях в странах, которые находятся под юрисдикцией этого суда. Для современного правоприменения является важным урок Нюрнберга, состоящий в том, что признание организаций противоправными влечет юридическую ответственность лиц, входивших в них. Сделан обобщающий вывод о том, что Нюрнбергский МВТ задал установки, образующие фундаментальные ценности современной цивилизации.

НАУЧНЫЙ ПОИСК 

217-223 111
Аннотация

В статье анализируются нормы Конституции Российской Федерации и действующего бюджетного законодательства, а также правовые позиции, выработанные как доктриной, так и правоприменительной практикой, в целях выявления принципов построения расходных обязательств. Выявлены общеотраслевые принципы расходов, а также специфические принципы. Представленный систематизированный подход в исследовании позволил резюмировать, что нормативно-правовое закрепление рассматриваемых принципов в специализированных законодательных актах позволит результативно и эффективно спланировать и реализовать механизм финансово-правового регулирования.

224-232 348
Аннотация

В статье рассматривается влияние глобализации и информационно-коммуникационных технологий на научное осмысление государственного суверенитета как международно-правовой категории и конституционной ценности. Категория«суверенитет» в аксиологическом измерении выступает как базисный элемент системы ценностей конституционного права, а в международно-правовом контексте принцип уважения суверенитета государства является системообразующим. В силу дуалистичности правовой природы государственный суверенитет подлежит защите как конституционным законодательством, так и международным правом. Автор анализирует документы ООН и конституции государств— членов СНГ и предлагает пути оптимизации правовой защиты государственного суверенитета в условиях цифровой среды.

233-248 116
Аннотация

Статья посвящена изучению развития правового регулирования арктической политики ЕС на примере эволюции положений ее текущего базового документа— Совместного заявления Европейской комиссии и Верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности об Интегрированной политике Евросоюза по Арктике2016 г. в четырех заключениях Совета ЕС2016 и2019 гг. Исследуются место и роль вышеуказанных актов в правовом регулировании арктической политики Евросоюза, а также их взаимосвязь. Демонстрируется взгляд Совета ЕС как одного из адресатов Политики на ее дальнейшее развитие. Посредством углубленного анализа тематически разных заключений Совета Евросоюза рассматривается их вклад в развитие идей Совместного заявления по направлениям экологии, устойчивого развития и международного сотрудничества в Арктике; отмечаются новые предложения и подходы. Отдельное внимание уделено определению юридической природы Совместного заявления и заключений как нетипичных актов институтов ЕС. В ходе изучения сопутствующих заключениям документов (особенно по космической тематике) демонстрируется интегрированный характер арктической политики Евросоюза, т.е. ее связь с иными политиками и сферами компетенции ЕС(морской, экологической, космической). По результатам проведенного исследования формулируется несколько выводов: заключения Совета Евросоюза2016 и2019 гг. вместе образуют единое целое как пакет интегрированных документов, служат основой для дальнейших действий ЕС и стран-членов в Арктическом регионе; имплементация Политики2016 г. продолжается на рубеже 2019–2020 гг. и в2021 г. в том же ключе, по тем же приоритетам, но более адаптированным и дополненным последующими документами, с тенденцией большей интеграции арктической политики в смежные сферы компетенции.

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. ПАМЯТНИКИ ПРАВА 

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ 

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. ИЗ ПЕРИОДИКИ ПРОШЛОГО 

ПОСТСКРИПТУМ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-5998 (Print)
ISSN 2782-6163 (Online)