СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХРОНИКА
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Правовое регулирование адаптации к изменениям климата
Статья посвящена анализу и оценке перспектив формирования и развития законодательства РФ в сфере создания и эксплуатации карбоновых полигонов и карбоновых ферм. По результатам проведенного исследования нормативных правовых актов и методических документов в рассматриваемой сфере выявлены правовые проблемы, которые потенциально могут повлиять на обеспечение стратегической цели, поставленной в документах государственного стратегического планирования, — достижения углеродной нейтральности Российской Федерации к 2050 г.
Доказан вывод, согласно которому под реализацию пилотного проекта по созданию карбоновых полигонов предоставлены и в настоящее время используются совершенно различные по своему правовому режиму участки природной среды, при этом действующее экологическое законодательство не устанавливает особенности использования и охраны природных ресурсов и объектов при создании и эксплуатации карбоновых полигонов. Вместе с тем правовой режим использования и охраны природных ресурсов в границах карбонового полигона до настоящего времени не создан, равно как и не сформирована единая правовая модель использования карбоновых полигонов.
По итогам проведенного исследования предложены основные направления совершенствования действующего законодательства по эколого-правовому обеспечению создания и функционирования карбоновых полигонов. Обоснован вывод о необходимости отдельного комплексного межотраслевого нормативного правового регулирования создания и эксплуатации карбоновых ферм, создаваемых на основе действующих карбоновых полигонов, в том числе регулирования порядка создания, деятельности по производству и последующему обращению углеродных единиц, создания рынка торговли углеродными единицами, системы мониторинга обращения углеродных единиц и т.д.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Теоретические аспекты экологического права
Цели устойчивого развития ООН до 2030 года направлены на решение глобальных проблем, среди которых нищета и голод, болезни, антисанитария, загрязнение окружающей среды, потребительское отношение к природным ресурсам. Их решение видится в устойчивом развитии человечества. В качестве основы устойчивого развития выступает ответственное потребление всех сторон процесса экологизации: государств, бизнес-структур, общества. Экологическая повестка на XXI век формирует тренд корпоративного управления, основываясь на принципах ESG. Однако определенная часть производителей, прикрываясь «зеленой» миссией, производит продукцию, не соответствующую экологическим требованиям. Последние годы все чаще говорят о гринвошинге. Несмотря на то, что государства предпринимают определенные меры по противодействию гринвошингу, его доля только увеличивается. Проблема гринвошинга многоаспектна и включает недобросовестную конкуренцию, нарушение прав потребителей, дискредитацию корпоративной социальной ответственности, ограничение интеллектуальной собственности, неразвитость рынка экологичной и органической продукции. Если в зарубежных странах проблема гринвошинга обсуждается уже на протяжении нескольких десятилетий, то в России этой проблеме внимание стало уделяться только в последние годы. Способствует развитию гринвошинга несовершенство правового регулирования. Цель настоящей статьи — анализ законодательных требований к производимой продукции (на примере сельскохозяйственной и пищевой продукции) и процессам ее производства, переработки, хранения и реализации, мер противодействия гринвошингу, выявление правовых пробелов и формулирование возможных законодательных предложений, направленных на решение проблем гринвошинга. Изучен опыт борьбы с гринвошингом в странах — стратегических партнерах России. Сформулированы предложения по совершенствованию правового механизма противодействия гринвошингу.
В настоящее время система показателей охраны окружающей среды, природопользования и экологической безопасности настолько обширна и громоздка, что не позволяет оперативно и достоверно оценивать эффективность как принимаемых решений, так и экономических и правовых механизмов. Авторами показано, что качество показателей экологической безопасности создает основу для качества управления, для формирования целей и задач, для создания систем контроля и мониторинга.
В то же время система показателей экологической безопасности в настоящее время в практическом выражении неотличима от показателей охраны окружающей среды. Это нельзя признать правильным. По мнению авторов, должна существовать отдельная особая область экологического законотворчества, которая призвана создавать основу показателей качества окружающей среды как первооснову безопасности и тем самым определять качество экологической политики. Представляется целесообразным разработать единую методологию оценки эффективности исполнения таких документов, что в немалой степени связано с отсутствием системы экологических показателей и нормативов «стратегического» плана, что резко снижает результативность воздействия этих планов и программ как на состояние экономики, управления, так и на обеспечение экологической безопасности.
Значимость атмосферного воздуха трудно переоценить. Между тем в большинстве крупных городов состояние атмосферного воздуха не соответствует требованиям законодательства по содержанию вредных веществ. Статья посвящена анализу законодательства об охране атмосферного воздуха. Необходимо определить место законодательства об охране атмосферного воздуха в системе российского права. Правовая охрана воздуха, который находится вне помещений, отличается особенностями, которые необходимо отразить в законодательстве. В настоящее время проводится мало новых исследований на данную тему. Традиционно законодательство в области охраны атмосферного воздуха включают в состав природоресурсного права. Предпринята попытка обоснования включения атмосфероохранительного права в состав экологического права. В науке является дискуссионным вопрос о наименовании законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха. В статье содержатся предложения по данному вопросу.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Теоретические аспекты природоресурсного права
Статья посвящена обоснованию необходимости дополнения природоресурсного права флористическим правом, поскольку, по мнению автора, не весь растительный мир получил надлежащее правовое обеспечение. За основу определения всего спектра растительного мира предложено использовать его классификацию по двум признакам: территориально-целевому признаку земель, на котором произрастают растения, и признаку полезности/вредности самих растений для окружающей среды и человека. Правовой режим последних «наслаивается» на первую классификацию. Первая классификация позволяет рассматривать флористическое право в предельно широком и узком спектре. В широком спектре, включающем практически все виды растительного мира, данные отношения рассматриваются в различных отраслях права. В узком спектре, подразумевающем только озелененные городские территории, находящиеся на территории населенных пунктов, указанные отношения в настоящее время регулируются региональным законодательством. Это не исключает определение иных расширенных областей растительного мира, что, в частности, имеет место в Республике Крым. На основе анализа законодательства России, и прежде всего регионального законодательства, и законов о растительном мире соседних государств Содружества Независимых Государств автор приходит к выводу о необходимости издания федерального закона «О растительном мире России» и закрепления в нем элементов как широкого, так и узкого понимания сферы охвата объектов растительного мира флористического права: принципов и задач флористического права (в широком понимании), а также компетенции регионов, а соответственно, сферы охвата флористического права в узкой (расширенной) трактовке.
В статье дан развернутый анализ поправок в ст. 102 Земельного кодекса РФ, внесенных Федеральным законом от 11.06.2021 № 163-ФЗ. Сделан вывод, что исключение из правового режима земель водного фонда запрета на образование земельных участков приведет к усилению правовой неопределенности относительно соотношения норм водного и земельного законодательства при предоставлении водного объекта, включая участки земель водного фонда, в пользование. Включение этим Законом земель водного фонда, полностью расположенных в границах других категорий земель, в соответствующие категории создает правовую основу для переосмысления и изменения отношений собственности на такие водные объекты, распространения правил гражданско-правового оборота земельных участков из состава водопокрытых земель в составе других категорий, в том числе их предоставления в аренду вне зависимости или в слабой зависимости от водного законодательства. В итоге взят курс на разграничение правового регулирования земельных и водных отношений в части поверхностных водных объектов, составляющих юридическое единство с Водным кодексом РФ. Для устранения правовых неопределенностей требуется проведение работы над гармонизацией земельного и водного законодательства.
В статье предлагается рассмотреть проблемы обеспечения рационального использования и охраны важнейшей, по мнению автора, категории земель в составе земельного фонда России — земель сельскохозяйственного назначения. Данные земли играют определяющую роль в решении вопросов обеспечения населения страны продовольствием, в достижении целей продовольственной безопасности в современных условиях введения санкций против России со стороны недружественных стран. Автор отмечает наличие определенных правовых инструментов, нацеленных на достижение поставленной цели, — соответствующих источников российского права, деятельности определенных государственных органов власти, в том числе специально уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) в рассматриваемой сфере отношений, государственного механизма выявления, пресечения, наказания лиц, совершивших земельные правонарушения, повлекшие за собой ухудшение состояния сельхозземель и почв, более того — сделавших невозможным использование таких земель по их целевому назначению. В статье приводятся данные, характеризующие состояние использования таких земель, выделяются основные негативные факторы, способствующие созданию такой ситуации. В результате анализа сложившейся ситуации с обеспечением надлежащего использования и охраны земель данной категории автор формулирует свои предложения по совершенствованию существующего механизма, направленного на обеспечение продовольственной безопасности России.
В статье анализируется правовой режим прибрежных территорий — территорий, прилегающих к водным объектам, использование которых непосредственно оказывает влияние на состояние водных объектов и (или) связано с использованием самих водных объектов. Показано публичное значение прибрежных территорий, выделены факторы, обусловливающие содержание правового режима земель и земельных участков на прибрежных территориях. Рассмотрены особенности зонирования прибрежных территорий в зависимости от целей и задач правового регулирования отношений, связанных с различными видами водопользования и обеспечением публичных интересов. Показан комплексный характер правового регулирования использования и охраны земель и земельных участков на прибрежных территориях, выявлены актуальные проблемы установления и реализации их правового режима. Особое внимание уделено правовому режиму береговой полосы водных объектов, а также изменениям санитарно-эпидемиологического законодательства в части правовой охраны водных объектов, являющихся источниками питьевого водоснабжения.
Проанализированы тенденции изменения водного, транспортного, экологического, санитарно-эпидемиологического и других смежных отраслей законодательства, устанавливающих требования к использованию прибрежных территорий. На основании анализа действующего законодательства и материалов судебной практики сделаны выводы о необходимости совершенствования правового регулирования использования и охраны прибрежных территорий путем конкретизации действующих правовых механизмов и гармонизации водного и смежного законодательства.
Распад Советского Союза ознаменовал прекращение работы жесткой распределительной системы недропользовательских квот, на основе предусмотренных командной экономикой плановых показателей добычи полезных ископаемых. С начала 1990-х гг. в нашей стране началось активное привлечение иностранных компаний в сферу недропользования. Целью этого процесса было использование зарубежных инвестиций, специалистов и оборудования для развития прибыльной и востребованной отрасли. Однако совместные предприятия и проекты того времени, к сожалению, нередко наносили ущерб национальным интересам Российской Федерации.
В начале 2000-х гг. началось активное совершенствование российского законодательства в сфере недропользования, земельных отношений и экологической безопасности. Это было обусловлено как вопросами экономической безопасности России, так и необходимостью реагирования на недружественную политику со стороны ряда западных государств.
Специальная военная операция, начавшаяся 24.02.2022, и последовавшие за ней санкции со стороны многих мировых государств в отношении Российской Федерации заставили отечественного законодателя кардинально поменять подход к предоставлению права пользования недрами в России. В рамках контрсанкций и действий по защите российской экономики доступ иностранным компаниям к российским недрам оказался фактически закрыт. Кроме того, все иностранные компании обязали пройти перерегистрацию в соответствии с российским законодательством либо покинуть российский рынок, отказавшись от своих активов в пользу отечественных компаний. В такой ситуации необходимы тщательный анализ и оценка правомерности действий российских властей, которые многие западные страны уже поспешили назвать не иначе как национализацией иностранных активов.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Правовая охрана животного мира
В России на протяжении всего исторического пути развития разрабатывались и принимались нормативные правовые акты, регулирующие использование и охрану всего животного мира, а не только его диких представителей, находящихся в состоянии естественной свободы. При этом теоретические основы фаунистического права, несмотря на значительное количество исследований, либо затрагивающих животных в диком состоянии, либо призывающих гуманно обращаться с животными, правовой наукой фактически не исследовались.
Правовое регулирование использования и охраны диких животных в дореволюционной России рассматривалось в ракурсе гражданского права и полицейского права. В 70-е гг. XX в. советские правоведы исследовали правовую природу диких животных и определяли место охраны дикой фауны в системе отраслей права.
В современный исторический период необходимость комплексного и всестороннего исследования теоретических основ фаунистического права, включая правовые режимы как диких, так и недиких животных, приобретает историческую и стратегическую значимость. Большинство современных исследователей прямо отождествляет
диких животных с предметом фаунистического права. Безусловно, дикие животные включаются в предмет фаунистического права, как и домашние, сельскохозяйственные и иные животные, населяющие Российскую Федерацию и планету Земля.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления
В статье исследуются проблемы становления отрасли по обращению с отходами производства и потребления. Рассмотрены вопросы в сфере производства и функционирования мобильных минизаводов по утилизации отходов. Выявлено, что отсутствие правовых норм, регулирующих создание и функционирование передвижных установок, сдерживает технологическое развитие отрасли.
Показано, что городские и сельские поселения, находящиеся на значительной удаленности от региональных центров (рядом с которыми строятся или функционируют стационарные мусороперерабатывающие комплексы), не охватываются региональными операторами, так как перемещение отходов становится нерентабельным и финансово затратным проектом, учитывая, что хозяйственная деятельность в современном мире должна отвечать всем требованиям и нормам экологической безопасности, а создание современной отрасли экономики — соответствовать запросам развития нашего общества. Рекомендуется разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти правовой документ, регулирующий производство и функционирование минизаводов, и издать его на уровне Правительства Российской Федерации.
Автором проанализировано законодательство в части обеспечения экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, биологической безопасности. Отмечается разный подход в правовом регулировании обеспечения безопасности до 2019 г. — года принятия новых Основ государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности — и с этого года. Среди рассмотренных аспектов правового обеспечения биологической безопасности в субъектах РФ выделяются особенности правового регулирования наделения органов местного самоуправления полномочиями по содержанию скотомогильников, биотермических ям, находящихся в собственности субъекта РФ. Отмечена проблематика отсутствия единого подхода в регулировании обеспечения безопасности на территории субъекта РФ в части выявления бесхозяйных скотомогильников, включая сибиреязвенные, и ликвидации неиспользуемых скотомогильников. В государственной информационной системе в области ветеринарии отсутствуют сведения о хозяйственной деятельности участников оборота биологических отходов, осуществляющих их сбор и переработку, это не позволяет комплексно подойти к вопросу регулирования системы обращения с биологическими отходами. Автор обосновывает необходимость внесения изменений в законодательство о ветеринарии и биологической безопасности.
Одним из трендов современной государственной политики является формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, направленной на снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения, обеспечение экологической безопасности. Данное направление реализуется в рамках реформирования сферы обращения с отходами производства и потребления, проведение которого осуществляется на основе документов стратегического планирования. Комплексность проблем таких отходов требует применения в процессе стратегирования научно обоснованных концептуальных подходов и методологии, обеспечивающих включение в процесс управления всех стадий обращения с отходами (сбора, накопления, транспортировании, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения), а также уровней принятия и реализации управленческих решений (федерального, регионального и муниципального).
В статье обоснована необходимость применения к этим отношениям экосистемного подхода, концепции устойчивого развития, показана важность использования системно-структурного и структурно-функционального методов, позволяющих учитывать особенности данной сферы, а также обеспечить достижение согласованности и сбалансированности отраслевых приоритетов, целевых ориентиров, задач, показателей, средств их достижения с аналогичными элементами документов стратегического планирования, разработанными в смежных областях. Сформулированы предложения по совершенствованию стратегирования в области обращения с отходами потребления, включая ТКО, направленные на повышение эффективности управления в данной сфере. В частности, предлагаются разработка и принятие отраслевой стратегии, устранение пробелов понятийного аппарата, выделение в качестве приоритетного направления мер по образованию отходов потребления, создание системы их раздельного сбора, организация селективного сбора и утилизации видов отходов потребления и др.
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся существующей правовой регламентации отношений, связанных с использованием и охраной болот. Показаны физико-географические особенности болот как природных объектов, влияющие на их использование и охрану, приведена их гидрологическая классификация, отмечено экологическое значение болот для устойчивого функционирования водных и лесных экосистем. На основании анализа действующего законодательства, определяющего порядок использования и охраны болот, выделены эколого-правовые проблемы обеспечения охраны водно-болотных экосистем. С использованием официальных статистических сведений о болотах и землях, на которых они расположены, рассмотрены правовые и экологические аспекты определения правового статуса болота как природного комплекса, как части водно-болотных угодий и особо охраняемых природных территорий. Сделаны выводы о необходимости разграничения заболоченных земель как негативного явления и понятия болота, а также признания болота сложной экосистемой и разработки правового регулирования, которое обеспечивало бы надлежащую охрану всем ее природным элементам, на основе гармонизации экологического и природоресурсного законодательства.
В статье предлагается анализ научного исследования по вопросам охраны здоровья и интересов человека, связанных с правовым регулированием обращения с отходами электрического и электронного оборудования.
Отмечается влияние международных интеграционных процессов в системе отношений по охране здоровья и интересов человека, связанных с правовым регулированием обращения с отходами электрического и электронного оборудования. Отдельное место отводится проблеме государственного регулирования обращения с отходами электрического и электронного оборудования в Российской Федерации.
Проблемы, связанные с данным видом отходов, актуальны в связи с тем, что такие отходы оказывают крайне вредное воздействие на репродуктивную и иммунную системы человека.
Актуальность настоящей статьи определяется необходимостью совершенствования правового регулирования экологической безопасности в России и Казахстане. Автор исходит из того, что экологическая ситуация, наблюдаемая на территории стран — участниц единого экономического пространства, оценивается ведущими экологами как очень сложная. При этом независимо от политических взглядов государств евразийского региона, их деятельность в сфере экологической безопасности требует четкой правовой регламентации. Автор отмечает, что за время существования Евразийского экономического союза, вопросы охраны окружающей среды, предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности не получили должной регламентации.
В статье исследованы теоретические вопросы экологической безопасности. Так, автор считает, понятие «экологическая безопасность» должно рассматриваться как система политических, правовых, экономических, организационных мер, направленных на защищенность природной среды и человека от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Проведен сравнительный правовой анализ регулирования вопросов обеспечения экологической безопасности в Республике Казахстан и Российской Федерации.
В статье раскрываются некоторые проблемы правового регулирования системы обращения с твердыми коммунальными отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде в части ликвидации несанкционированных мест размещения твердых коммунальных отходов и полигонов твердых коммунальных отходов. Отмечаются значимость принятых государством мер и правил, обеспечивающих реализацию природоохранных проектов по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также важность совершенствования законодательства в части обеспечения доступа к экологической информации в сфере образования, обработки, утилизации и захоронения твердых коммунальных отходов для снижения негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека. Особое внимание уделяется потребности в установлении транспарентности государственного экологического управления, направленного на реализацию Стратегии экологической безопасности, одним из основных вопросов которого является создание комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде.
Установлена прямая зависимость обеспечения экологической безопасности и достижения показателей национальных целей развития страны от транспарентности экологической информации, формируемой при обращении с твердыми коммунальными отходами и ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов. В статье также затрагиваются некоторые вопросы координации деятельности органов государственной власти, обеспечивающей формирование устойчивой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, и значимость экологической информации в рамках выстраивания межведомственного взаимодействия в данном направлении.
ПРОБА ПЕРА
В статье анализируются вопросы правового регулирования пожарной безопасности в лесах. Определены основные проблемы и индикаторы рекордного количества лесных пожаров в России: несовершенство нормативно-правового регулирования противопожарной безопасности лесов; несогласованная система государственного управления лесным комплексом; отсутствие на уровне субъектов РФ упорядоченной типовой структуры специализированных учреждений противопожарной безопасности в лесах и по тушению пожаров с учетом особенностей регионов и др. Также в статье раскрываются позиции российских ученых относительно охраны государственных лесных ресурсов и т.д. Рассматривается ответственность за противоправные действия, которые могут привести к лесным пожарам. Определен перечень необходимых составляющих технического характера для борьбы с лесными пожарами. Высказаны предложения для нивелирования обозначенных проблем с целью снижения лесных пожаров и сохранения лесных ресурсов в нашем государстве.
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. Исторические вехи
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. Памятники права
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. Научное наследие
Лысенко Трофим Денисович (1898[3]—1976) — советский агроном и биолог. Основатель и крупнейший представитель научного направления в биологии — мичуринской агробиологии, академик АН СССР (1939), академик АН УССР (1934), академик ВАСХНИЛ (1935). Герой Социалистического Труда (1945). Лауреат трех Сталинских премий первой степени (1941, 1943, 1949). В 1934 г. назначен научным руководителем, а в 1936 г. — директором Всесоюзного селекционно-генетического института в Одессе. Директор Института генетики АН СССР с 1940 по 1965 г.
ПОСТСКРИПТУМ
ISSN 2782-6163 (Online)