СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХРОНИКА
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
Автор на основе анализа научного наследия научной школы российского конституционализма О. Е. Кутафина, ее представителей и последователей; конституционного дизайна и отраслевого законодательства, закрепляющих и наполняющих конституционную категорию «доверие» в современной России, приходит к выводу о том, что после конституционной реформы в части использования термина «доверие» произошла смена конституционной методологии в конституционном закреплении механизма его реализации; смена парадигмы использования термина: закреплено взаимное доверие государства и общества, закреплено как цель, указаны формы и механизмы достижения цели.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Научная школа российского конституционализма
В статье анализируются проблемы разграничения законодательных полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области установления административной ответственности. На основе изучения законодательства субъектов Федерации об административной ответственности, судебной практики и научной литературы по данной тематике автор выявляет пробелы федерального административно-деликтного законодательства, обосновывает вывод о целесообразности сохранения за субъектами Российской Федерации права на самостоятельное регулирование.
Цель статьи — проанализировать изменения в правовом регулировании отношений гражданства и на их основе выявить тенденции миграционной политики Российского государства. Автор приходит к выводу о сохранении законодательного подхода к пониманию гражданства как особой разновидности правоотношений, а также к отказу государства от закрепления на законодательном уровне понимания гражданства как субъективного права. В статье на основе изменений в законодательстве о гражданстве проанализированы три тенденции миграционной политики: 1) либерализация миграционного законодательства в отношении лиц, близких нам по общему историческому и культурному прошлому, которые могут органично вписаться в систему социальных связей российского общества; 2) обеспечение национальной безопасности и правопорядка; 3) тенденция разграничения подходов к двойному и множественному гражданству; сохранение направленности миграционной политики в отношении российских граждан, имеющих также гражданство иностранного государства.
Статья посвящена научной проблеме конституционного права — понятию конституционного идеала и определению его основных функций. Основной задачей явилось определение содержания понятия «функции конституционного идеала», их классификация и оформление в конституционном материале. Впервые представленный в статье анализ связан с рассуждениями о концепции ценностного подхода к конституционному праву, конституционным нормам, с выявлением особенностей существующих тенденций в зарубежном и отечественном конституционном праве. Были проанализированы представления российских государствоведов относительно понимания сущности конституционного идеала в разные периоды развития науки конституционного права. Основной акцент в статье делается на выделение функций конституционного идеала с учетом основных направлений его влияния на формирование ценностной модели государственного и общественного развития. В качестве примера идеологических различий в понимании ценностных ориентиров в статье анализируется законодательное оформление института семьи и брака в России и зарубежных странах.
К числу приоритетов развития современной России относится поиск действенных механизмов взаимодействия власти и общества. Одной из форм подобного взаимодействия выступает контроль граждан за деятельностью органов и должностных лиц публичной власти. Контроль является широко распространенным объективным явлением в социально-экономической и политической жизни общества, тесно слитым с другими явлениями. Большой интерес на современном этапе становления и развития института контроля граждан за властью в России представляет опыт осуществления народного контроля в СССР. Критический анализ накопленного опыта осуществления народного контроля в советский период позволяет сформулировать рекомендации по совершенствованию механизмов осуществления публичного контроля на современном этапе общественно-политического и социально-экономического развития Российской Федерации.
В статье анализируются некоторые понятия науки муниципального права, излагается их авторское ви́дение с учетом идей российского ученого профессора Владимира Ивановича Фадеева. С учетом неоценимого вклада научных воззрений профессора В. И. Фадеева по проблемам организации и функционирования муниципальной власти в современной России исследуются правовая природа и содержание компетенции органов местного самоуправления, процессуальное обеспечение полномочий органов муниципальной власти и других субъектов местного самоуправления.
Автором вводится в научный оборот понятие муниципальной процессуальной деятельности, приводятся основания ее выделения из структуры общей муниципальной деятельности, формулируется ее цель, определяются ее обеспечительная роль при осуществлении иных видов муниципальной деятельности. По мнению автора, муниципальная процессуальная деятельность выступает как неотъемлемый компонент организационной, правотворческой, кадровой, финансовой, правоприменительной и иной муниципальной деятельности.
Эта деятельность актуализируется в связи с конституционными положениями ч. 3 ст. 132 Конституции РФ в редакции 2020 г. о необходимости осуществления взаимодействия органов публичной власти для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ Теоретическое наследие академика О. Е. Кутафина
В статье, подготовленной к юбилею кафедры конституционного и муниципального права, отмечается вклад в развитие теории народного представительства, а также в становление и развитие отрасли и науки муниципального права ученых — основоположников школы российского конституционализма, заслуживших еще при жизни признание в качестве классиков конституционно-правовой и муниципально-правовой науки. Предлагается краткий обзор трудов, авторских подходов, точек зрения академика РАН О. Е. Кутафина, профессоров Е. И. Козловой, В. И. Фадеева, Н. А. Михалевой, Б. А. Страшуна на возможные пути развития науки и практики в сфере народного представительства и местного самоуправления. Доктринальные положения, содержащиеся в их научных работах, во многом определили не только направления развития публично-правовых наук, но и стратегию конституционного развития России.
В статье исследуется проблема необходимости исследования доктринальных взглядов академика О. Е. Кутафина на становление и развитие института гражданства. В частности, это обусловлено отсутствием однозначного определения учеными понятия гражданства, единства позиций ученых относительно принадлежности гражданства к конституционному правовому институту и межотраслевому институту. Особое внимание в статье уделяется проблемам конституционализма в целом и институту гражданства в частности.
В статье представлен анализ работ О. Е. Кутафина, посвященных организации воспитательной деятельности, формированию культуры молодого поколения. Руководствуясь собственным опытом работы в вузе, Олег Емельянович Кутафин подчеркивал особую роль образовательных учреждений в организации работы по формированию культуры и мировоззрения молодежи, которая проводилась вузами наряду с партийными и другими общественными институтами. Основная цель воспитательной работы со студенческой молодежью виделась Олегу Емельяновичу в формировании мировоззрения молодого поколения, основанного на традиционных для того периода идеологических ценностях советского общества. В статье представлен анализ работ ученого, посвященных организации воспитательной работы с молодежью, в частности работ «Формы воспитательной работы со студентами в условиях заочного вуза» (1970 г.) и «Постоянные комиссии по делам молодежи советов» (1971 г.), интервью О. Е. Кутафина в научном журнале «Юридический мир» (2006 г.), а также научных публикаций, содержащих воспоминания современников и учеников академика О. Е. Кутафина.
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
В статье исследуются идеи академика О. Е. Кутафина о социальной рыночной экономике России, о роли государства в экономических отношениях и об ответственности государства за экономическое благополучие граждан, а также о равенстве. Автор делает вывод, что указанные идеи получили свое дальнейшее развитие и наполнение, в частности, в позициях Конституционного Суда РФ и в новой норме Конституции России и являются актуальными по сей день. по мнению автора, для достижения гарантированных Конституцией РФ целей устойчивого экономического роста важно восстановить доверие между государством и бизнесом и в дальнейшем поддерживать его, развивать понятное и стабильное регулирование экономики, основанное на принципе равенства и учитывающее особенности содержания экономических и бизнес-процессов, а также создавать благоприятные социальные условия для граждан, в том числе посредством финансового обеспечения их базовых потребностей.
Наукоград — территория с высокой концентрацией научно-технического и инновационного потенциала. Его характерной чертой является градообразующий научно-производственный комплекс, в институциональном взаимодействии с организациями которого органы местного самоуправления наукограда решают вопросы местного значения с целью развития инновационной инфраструктуры, создания комфортной городской среды, обеспечения доступности социальной инфраструктуры для увеличения выпуска высокотехнологичной продукции, развития кадрового ресурса наукограда и привлечения организациями высококвалифицированных специалистов. В статье отмечен ряд недостатков правового регулирования местного самоуправления в наукоградах, в частности отсутствие в законодательстве норм, устанавливающих особенности организации и осуществлении местного самоуправления, императивных предписаний о создании научно-технического совета наукограда, о допустимости законодательного регулирования условий пребывания и осуществления трудовой деятельности в наукоградах. Для решения указанных проблем предлагается внесение соответствующих изменений в Федеральный закон «О статусе наукоградов Российской Федерации» или принятие нового федерального закона, определяющего не только условия и порядок присвоения муниципальным образованиям статуса наукограда Российской Федерации, но и особенности организации и осуществления местного самоуправления в наукоградах в единой системе публичной власти.
В статье представлены существующие в научной литературе точки зрения на понятие «публичная власть». При их рассмотрении автор выделяет и обосновывает 2 этапа: до принятия Конституции РФ 1993 г. и после внесения в нее поправок в июле 2020 г. На первом этапе публичная власть отождествлялась с властью государственной. На втором этапе термин «публичная власть» в Конституции России употребляется в качестве обобщающего понятия, включающего в себя государственные органы и органы местного самоуправления, которые, взаимодействуя между собой, действуют как властная вертикаль на разных уровнях и, дополняя друг друга, обеспечивают единство системы публичной власти в Российской Федерации. Автор обосновывает вывод о том, что понятие публичной власти, принцип единства ее системы и иные вопросы, вытекающие из конституционно-правового регулирования, получили свое развитие в законодательных актах. Анализируются нормативные акты, решения Конституционного Суда РФ по рассматриваемому вопросу и делаются соответствующие выводы.
Статья посвящена исследованию отдельных проблем относительно нового явления правовой действительности — телемедицины. Проводя оценку зарубежных практик, автор приходит к выводу о том, что телемедицина только внедряется в практическое здравоохранение в России. Комплексность данного явления позволяет говорить об особенностях нормативно-правовых регуляторов, используемых для реализации механизма телемедицинских услуг. Автором отмечается, что телемедицина в современном понимании в России позиционируется как один из способов оказания медицинской помощи. Обращается внимание на отсутствие легального определения понятия «телемедицина», законодатель, используя узкий подход, обращается к определению телемедицинских услуг. Разнородность проблем, складывающихся в процессе применения телемедицинских услуг, позволяет автору осветить наиболее существенные из них, требующие законодательной проработки. Затрагиваются вопросы динамики телемедицинских услуг в пандемический период. Предлагаются возможные пути решения законодательных барьеров.
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. Юридическое наследие
Владимир Матвеевич Гессен (Вольф Мунишевич Гессен) (1868—1920), российский государственный и политический деятель, юрист и либеральный публицист. Депутат II Государственной думы. В. М. Гессен являлся крупным специалистом в области государственного и гражданского права, истории правоведения, сторонником правового государства, которое, по его мнению, невозможно без установления парламентской республики. В. М. Гессен определял важнейшие признаки правового государства — разделение властей, главенство закона, определение и защита гражданских прав. Одним из первых российских ученых дал точное определение понятия «закон», разделив понятия «закон» и «правительственное распоряжение», которые среди правоведов считались тождественными до ХХ в.
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. ПАМЯТНИКИ ПРАВА
6 мая 1906 года Николай II утвердил свод основных государственных законов Российской империи. Фактически это была конституция, в которой говорилось об основных принципах управления государством и разделении власти между императором и российским парламентом, состоящим из Государственного совета и Государственной думы.
Николай II утвердил новую редакцию Основных государственных законов за три дня до открытия I Государственной думы. Новые Основные государственные законы вошли в Свод законов Российской империи и состояли главным образом из прежних Основных законов. Однако новая редакция сохраняла исключительное положение Николая II в качестве главы государства и главы царствующего дома. Так, за монархом оставалось право законодательной инициативы; только у него было монопольное право на пересмотр Основных законов, царь в качестве главы государства мог председательствовать в Совете министров и в других советах верховного управления, а также в любой момент прервать деятельность Государственной думы.
ПОСТСКРИПТУМ
ISSN 2782-6163 (Online)