Preview

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Расширенный поиск
№ 6 (2021)
Скачать выпуск PDF

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ 

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХРОНИКА В ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД 

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ 

23-32 61
Аннотация

Реформа контрольной и надзорной деятельности получила законодательное оформление с принятием двух базовых федеральных законов — «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» и «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Данное обстоятельство повысило научный интерес к проблеме наличия и пределов административного принуждения при осуществлении контрольной и надзорной деятельности. На основе анализа нормативных правовых актов в статье исследуются вопросы применения мер административного принуждения при проведении контроля, квазиконтроля и надзора в сфере государственного управления. Обоснован вывод о том, что административное принуждение выступает обязательным элементом надзорной деятельности, критерием, позволяющим отграничить эту деятельность от контрольной. При осуществлении контроля принуждение имеет дисциплинарный характер. Однако в условиях законодательного отождествления контроля и надзора происходит проникновение мер принудительного характера в осуществление контроля, что превращает его в квазиконтроль.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ПРИНУЖДЕНИЕ В АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВЕ 

33-47 401
Аннотация

В статье раскрываются сущность, назначение и содержание данных методов управления, их объективная обусловленность материальными и надстроечными факторами, государственным
строем общества, который может быть демократическим или тоталитарным. Отсюда вытекает, что ни одно государство, в том числе и Российская Федерация, не свободно в выборе способов управления делами общества.
Основным методом, с помощью которого осуществляется воздействие на общественные отношения, взаимодействие людей, является убеждение. Лозунг классика «Мы должны во что бы то ни стало сначала убедить, а потом принудить» — остается незыблемым и в наши дни. В статье приводятся конкретные признаки убеждения и административного принуждения, которые позволяют их четко различать, не противопоставлять и не терять, как это произошло в современной жизни с убеждением и его важнейшей формой — воспитанием.

48-55 78
Аннотация

В статье рассмотрены проблемы раскрытия содержания административно-правового принуждения, анализируются различные классификации. Существующее мнение, что одним из первых авторов
трехчленной классификации административно-правового принуждения является М. И. Еропкин, не вполне верно, поскольку значительно ранее предложены иные классификации. В статье они анализируются, и на этой основе сформулированы признаки административно-правового принуждения: их государственно-властный характер, принуждение применяется исключительно на правовой основе. Это отраслевой метод воздействия, состоящий в применении компетентными органами государственной власти, их должностными лицами установленных законом временных мер и ограничений прав и свобод гражданина. Сравнение содержания административной ответственности и административно-правового принуждения позволяет сделать вывод о том, что оно шире принуждения, принуждение — это лишь часть ответственности. Административно-правовое принуждение — это всегда насильственное подчинение воли управляемого субъекта воле управляющего, а ответственность этот субъект может принять и без насилия, добровольно. Этот вывод аргументируется на конкретных примерах.

56-62 79
Аннотация

В статье исследуется административное принуждение в исполнительном производстве как правовое явление. Автор рассматривает его, во-первых, как один из видов государственного принуждения, во-вторых, как разновидность административного принуждения, приходит к выводу о том, что исполнительное производство неотделимо от административного принуждения по своей природе. Оба элемента, составляющих общее исследуемое понятие, порождены государством, необходимы для осуществления государственной власти, достижения публично значимой цели. Эта цель обусловлена собственно исполнительным производством как необходимым специфическим видом деятельности, направленной на завершение цикла юрисдикционного производства: по делам об административных правонарушениях, гражданского, арбитражного, административного судопроизводства и иным, на решение его задач. В исполнительном производстве только сочетание его с административным принуждением позволяет достичь цели публичной власти, достичь реального исполнения акта юрисдикционного органа, должностного лица. Кроме того, административное принуждение представляет собой метод государственного управления, действенный инструментарий, с помощью которого осуществляется исполнительное производство. Также в статье приводится авторская классификация видов административного принуждения в исполнительном производстве, поставлена проблема совершенствования законодательства о нем.

63-70 67
Аннотация

В статье проанализированы различные мнения ученых-административистов относительно понятия административно-предупредительных мер, их классификации. Приводятся конкретные принудительные меры административного предупреждения, применяемые к несовершеннолетним. Автор дает примеры классификации административно-предупредительных мер, раскрывая их основные и отличительные черты.
В зависимости от цели принуждения автор выделяет две группы мер административного предупреждения: 1) меры, применяемые при возникновении угрозы общественной безопасности и безопасности личности для предотвращения возможного наступления; 2) меры, применяемые в отношении лиц, совершивших противоправное деяние, с целью предупреждения совершения ими новых правонарушений. В заключение статьи автор определяет в качестве основного признака мер административного принуждения принудительный характер данной группы мер, состоящий в реализации властных и односторонних действий, которые не согласуются с противоположной стороной, обязанной исполнить предписание, выполнить необходимые в данной ситуации действия либо воздержаться от их совершения.

71-79 61
Аннотация

Меры административного принуждения как базовые структурные единицы административного принуждения рассматриваются в статье через призму понятия «способ принудительного воздействия», которое является ключевым, сущностным для характеристики содержания меры административного принуждения, и элементов, определяющих законность ее применения. Избранный методологический подход позволил автору на более глубоком теоретическом уровне оценить качество правового регулирования отдельных мер административного принуждения, применяемых полицией, и выявить недостатки, связанные закреплением в законодательстве самого способа их принудительного воздействия (физической силы, огнестрельного оружия, отстранения от управления транспортным средством), выявить проблемные моменты в реализации данных способов принудительного воздействия, обусловленные регламентацией оснований, порядка и условий применения этих административно принудительных мер. Предлагается вариант понятия «сопротивление» для устранения пробела в действующем законодательстве.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ: СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА 

80-88 49
Аннотация

В статье раскрываются цели и содержание превентивной деятельности, направленной на противодействие незаконному обороту прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ, а также растений и их частей, содержащих прекурсоры наркотиков, правовой статус субъектов публичной власти, уполномоченных в этой области. Приводится авторское обоснование классификации мер административного предупреждения, применяемых в целях противодействия незаконному обороту прекурсоров. При этом разграничение проводится относительно сфер общественной жизни, охватываемых применением конкретной административно-предупредительной меры, в том числе выделяются: экономическая, социальная, правовая, медицинская, образовательная и культурно-досуговая области. На примерах раскрываются особенности предупредительной работы отдельных органов исполнительной власти, осуществляющих соответствующие функции отраслевого управления.
В заключение делается вывод о необходимости планирования профилактических мероприятий с учетом тщательного изучения всех возможных рисков, обусловленных осуществлением операций с прекурсорами. Признается недопустимым стихийный подход к реализации мер административного предупреждения в этой сфере.

89-100 69
Аннотация

В статье анализируется применение мер административного принуждения в российской миграционной политике. Исследуются особенности применения как мер административной ответственности, так и иных мер, не являющихся административными наказаниями. Также авторами уделяется внимание мерам процессуального обеспечения в миграционных правоотношениях. В статье отмечается важность того, что меры административного принуждения в сфере миграции применяются в Российской Федерации исключительно с целью защиты интересов государства, обеспечения безопасности граждан и базируются как на нормах национального законодательства, так и на нормах международного права.
Проводится анализ действующего российского законодательства, регулирующего правоотношения в сфере миграции. Особое внимание уделяется составам административных правонарушений в исследуемой отрасли, подробно рассматриваются виды наказаний за них, особенности их применения. Приводятся конкретные примеры из судебной практики рассмотрения указанной категории дел. Авторы также исследуют развивающиеся тенденции судебной практики по делам об административных правонарушениях за неисполнение такого вида наказания, как административное выдворение.

101-108 86
Аннотация

В статье исследуются особенности административно-правового принуждения в сфере миграции. В ней дан анализ нормативных правовых актов, в которых функция миграционного контроля возложена на органы внутренних дел, определены меры по предупреждению и сокращению неконтролируемой миграции. Особое место занимают направления совершенствования государственного управления в области миграционной политики.
Анализ постоянных изменений правового статуса «миграционных» подразделений, когда они то повышали свой статус до федеральной службы подведомственной МВД России, потом до самостоятельной федеральной службы, подведомственной Правительству РФ, то снова возвращались в МВД России, но уже на уровень обычных структурных подразделений Министерства, показал, что эти решения были ошибочными.
Упразднение Федеральной миграционной службы в 2016 г. и передача ее функций в МВД России повлекли кардинальные институциональные изменения, что отражает устойчивую закономерность в преобладании в государственном управлении мер административно-правового принуждения, не способствует повышению эффективности государственного управления в сфере миграции, осложняет проблемы реализации функций социальной адаптации и интеграции мигрантов, которую, по нашему мнению, МВД России эффективно реализовать не способно.

109-115 85
Аннотация

В статье рассматривается возможность применения принудительной госпитализации и изоляции к лицам, зараженным коронавиром, и к лицам, контактировавшим с больным (больными). Автором выделяются такие механизмы принуждения, как принудительные меры и обязательные меры. Кроме того, автор проводит различие между понятиями «госпитализация» и «изоляция», анализирует субъектный состав соответствующих правоотношений. Научные и теоретические положения статьи иллюстрируются автором на примере российского законодательства (кодексов и других федеральных законов, подзаконных актов Министерства здравоохранения РФ и Роспотребнадзора, относящихся как к материальному праву, так и к процессуальному праву), а также практики, сложившейся или только складывающейся в отечественных судах. В статье описываются существующие проблемы регулирования, в частности дублирующее регулирование, и предлагаются способы их решения, в частности межведомственное взаимодействие Минздрава России и Роспотребнадзора в вопросе определения оснований для госпитализации и изоляции.

116-124 48
Аннотация

Предметом исследования в данной работе являются меры административного предупреждения и такая их разновидность, как меры профилактики. Цель исследования заключается в анализе
сущности мер административного предупреждения и административно-процессуального порядка их применения. В работе делается вывод о том, что вести речь о существовании производства по применению мер административного предупреждения (профилактики) преждевременно, так как в Российской Федерации не сформировалась в полном объеме система административно-процессуальных норм, регламентирующих данный вид производства от стадии возбуждения административного дела до стадии обжалования. При этом, с учетом внедрения риск-ориентированного подхода в публичное управление, возрастает необходимость в формировании такого вида административного производства. Также делается предположение, что особенности правового регулирования процессуального порядка применения мер административного предупреждения зависят от двух важных условий: 1) эффективности применения соответствующей меры должностными лицами правоохранительного органа и их должностных лиц; 2) способности обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина при существующем порядке применения.

125-132 65
Аннотация

Важнейшее место среди мер административного принуждения занимают меры административного пресечения, выделяемые всеми авторами, занимающимися вопросами государственного управления и исследующими эффективность применяемых методов реализации исполнительной власти. Нынешнее законодательство предусматривает значительный арсенал средств, являющихся способом реагирования на прекращение нарушений в сфере государственного управления. Охватывая различные общественные отношения, данные меры весьма успешно применяются при реализации лицензионных правоотношений. Лицензирование и осуществление последующего лицензионного контроля предполагает активное использование мер административного пресечения, таких как отзыв или лишение лицензии, приостановление ее действия, а также выдача предписания об устранении нарушений лицензионного законодательства. Вместе с тем существуют различные точки зрения по вопросу отнесения тех или иных мер к мерам административного пресечения, что и вызвало необходимость дополнительного обращения к данной теме исследования. Автором сделаны выводы и высказаны собственные суждения по видам мер административного пресечения, относящимся к лицензионно-разрешительной сфере.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА 

133-144 60
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы административного судопроизводства в римском праве. Его начало было заложено в 5 в. до н.э. законами XII таблиц. В них кратко рассматриваются вопросы судопроизводства, которое в то время называлась судоговорением. Свободные граждане собирались на форуме (городской площади), где истец предъявлял претензии ответчику. В римском праве было установлено правило — предъявлять претензии через иски, которые должен был поддержать магистрат (претор ). Судьи при этом избирались народом. Постепенно преторы меняли формулы исков. Часто они исходили не из закона, а из обстоятельств дела, поэтому могли дать указание судье рассмотреть дело «по доброй совести». Постепенно сформировались различные формы исков, что способствовало совершенствованию административного судопроизводства. В римском праве были заложены многие понятия, которые остались в современном судопроизводстве. Это выборность и сменяемость судей, необходимая оборона, исполнительный лист и лица, которые следили за их исполнением, подсудность, коррупция, порядок обыска, юрисдикция, привилегии, обжалование решений суда, требование к свидетелям, рассмотрение дел полицией, деликты, исковая давность и некоторые другие. Это делает изучение римского судопроизводства актуальным.

145-154 47
Аннотация

Статья посвящена исследованию проблем правового регулирования подведомственности и подсудности дел об административных правонарушениях в свете предстоящего реформирования административно-деликтного законодательства. Автором показано, каким образом вопросы оптимизации подведомственности и подсудности по таким делам связаны с решением проблемы неэффективности осуществления правосудия в сфере административно-деликтных отношений и восстановлением системности законодательной регламентации административной ответственности, установлением четких критериев распределения дел об административных правонарушениях между судебными и несудебными органами, с одной стороны, и внутри отдельных звеньев судебной системы — с другой. Особое внимание уделено обоснованию необходимости установления преимущественно внесудебного порядка рассмотрения дел об административных правонарушениях. При этом подчеркивается, что оптимизация административно-юрисдикционной деятельности судов должна быть связана с такими факторами, как общественная значимость и направленность противоправного деяния, а также суровость административного наказания.
В связи с этим назначение административных наказаний в виде предупреждения, лишения специального права и административного выдворения в форме самостоятельного выезда за пределы Российской Федерации предлагается отнести к исключительной компетенции органов исполнительной власти. Применительно к административному штрафу автором формулируется вывод о том, что только в тех случаях, когда размер штрафа сопоставим с более строгим административным наказанием либо с величиной повышенных штрафов, установленных за преступления в аналогичных сферах деятельности, его наложение должно быть отнесено к исключительной компетенции суда. В определенных случаях предлагается также ввести упрощенную процедуру рассмотрения в судах дел о наложении административного штрафа.

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО 

155-161 86
Аннотация

В статье рассматриваются основные направления развития и совершенствования нормативных правовых актов, регулирующих использование в Российской Федерации беспилотных транспортных средств, юридическую ответственность производителя, собственника, оператора такого технического средства.
В связи с многообразием видов беспилотных транспортных средств (авиация, железнодорожный, автомобильный, водный транспорт, трубопроводный транспорт и др.) правовое регулирование общественных отношений при их использовании охватывает широкий спектр правоотношений, включая уголовное, гражданское и административное законодательство.
Сделан вывод о том, что приоритетом цифровизации транспортного комплекса становится широкое применение БПТС, в основном пока в области автомобильного и авиационного транспорта. Приведены примеры беспилотных транспортных средств, которые уже несколько лет проходят опытную эксплуатацию. Эксперимент, который проводится в настоящее время, будет закончен в марте 2022 г., по его результатам будет принято решение о путях развития беспилотного транспорта.
В статье дан подробный анализ трех законопроектов, регулирующих вопросы создания и применения беспилотных транспортных средств. Два из них уже были внесены в Государственную Думу в 2019 и 2020 гг. и отклонены, третий подготовлен Министерством транспорта РФ в 2021 г. и вынесен на обсуждение.
Рассмотрены вопросы формирования уголовной и административной ответственности за нарушение норм и правил использования беспилотных транспортных средств.

162-169 48
Аннотация

В настоящей работе проведен сравнительный анализ законодательства об административных правонарушениях Азербайджанской Республики и Российской Федерации в части предоставления государственных услуг. Констатируется, что в Кодексе РФ об административных правонарушениях содержится только одна статья, посвященная соответствующему деликту. Автор подробно анализирует все части этой статьи и предлагает пути совершенствования ее диспозиции. В Кодексе Азербайджанской Республики об административных проступках также закреплена статья, устанавливающая административную ответственность за нарушение законодательства об электронной подписи и электронном документе. Кроме того, в Азербайджанской Республике существуют Правила оказания электронных услуг, ст. 13 которых устанавливает не административную ответственность, а обязанность поставщиков электронной услуги обеспечить защиту персональных данных и иных сведений, которые были получены в ходе оказания электронных услуг. В заключение настоящего исследования сделаны выводы о возможности взаимного применения положительного опыта обеих стран.

170-176 61
Аннотация

Стратегическое планирование является одним из ключевых механизмов обеспечения целенаправленного и устойчивого развития государства, экономики и общества. С принятием Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в Российской Федерации начался новый этап формирования системы государственного стратегического планирования. В статье рассматриваются недостатки действующего в Российской Федерации законодательного регулирования вопросов контроля за реализацией документов стратегического планирования, а также ответственности за их ненадлежащее исполнение. Также отмечается, что положения действующего законодательства по вопросам контроля и ответственности в сфере стратегического планирования являются недостаточными для полноценной реализации механизмов государственного стратегического планирования. При этом автором обосновывается необходимость установления единого порядка осуществления контроля и мониторинга реализации документов стратегического планирования, а также введения в действующее законодательство специальных норм, предусматривающих ответственность за правонарушения, совершаемые в данной сфере.

177-184 48
Аннотация

В настоящей статье сделана попытка проанализировать действующие правовые механизмы формирования государственной системы предупреждения и ликвидации лесных пожаров, наметить пути совершенствования государственной политики в данной области. Автором представлены результаты анализа содержания массива нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы предупреждения и ликвидации лесных пожаров. Проведен генезис законодательных актов, отражающих функции государства по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. С помощью контент-анализа дана характеристика различных руководящих документов в рассматриваемой сфере. Показаны основные узловые моменты, содержащиеся в анализируемых документах. Выявлены положительные и отрицательные стороны, а также противоречия, влияющие на функционирование РСЧС и функциональной подсистемы Рослесхоза — охраны лесов от пожаров и защиты их от вредителей и болезней. Это позволило определить проблемные вопросы, которые слабо отражены в нормативных правовых документах либо имеют логическое противоречие. Обоснованы предложения по совершенствованию государственной политики в области предупреждения и ликвидации лесных пожаров в России.

185-190 82
Аннотация

Административные наказания, применяемые к юридическим лицам, являются одними из самых встречаемых и эффективных мер административного принуждения. Анализ законодательства позволил выявить систему административных наказаний, применяемых к юридическим лицам в Российской Федерации. Автором характеризуются система и основные виды административных наказаний юридических лиц, такие как предупреждение, административный штраф, конфискация, административное приостановление деятельности. Отмечается, что наибольшее распространение имеет административный штраф. Вместе с тем при его назначении возникают проблемы. Анализируются материалы судебной практики по применению к юридическим лицам административных санкций. В результате проведенного анализа отмечается необходимость оптимизации административных наказаний, применяемых к юридическим лицам. Исследуются нормы проекта КоАП РФ об административных наказаниях, применяемым к юридическим лицам. Отмечаются положительные и отрицательные стороны предлагаемой кодификации.

191-196 50
Аннотация

Статья посвящена исследованию проблем и роли цифровизации в повышении эффективности функций исполнительной власти, возможности цифровизации предоставления услуг ГИБДД. Автором рассмотрены отечественная практика и зарубежный опыт реализации полномочий по оказанию государственных услуг, а также исследованы источники нормативной базы предоставления государственных услуг в электронном виде. Особое внимание уделено масштабной трансформации предоставления государственных услуг в электронную форму. В статье указано общее количество предоставления электронных услуг МВД России, его подразделениями, отмечена перспектива развития предоставления электронных услуг в ближайшем будущем — переход от предоставления отдельных административных процедур к предоставлению единой законченной (комплексной) государственной услуги; указаны конкретные нормативные положения — шаги для достижения данной цели.
Делается вывод о неготовности перехода на исключительно электронное предоставление всех услуг на данном этапе развития правового регулирования, а также неспособности искусственного интеллекта полностью заменить и исключить человеческий фактор при предоставлении всех государственных услуг в электронном виде.

197-206 56
Аннотация

В статье рассматривается одна из наименее изученных мер государственного принуждения — приостановление действия актов высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основное внимание уделяется решению Президента РФ о принятии данной меры государственного принуждения: форме правового акта управления, в которой такое решение претворяется в жизнь, а также наименованию и содержанию этого административного акта. Показывается, что ни законодательное регулирование, ни правоприменительная практика в анализируемой сфере федеративных отношений не лишены некоторых недостатков.
В рамках теоретико-правовых «штудий» затрагиваются проблемы нормативности и правовой определенности указов и распоряжений главы государства о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ.
Историко-правовая сторона исследуемого вопроса представлена сведениями статистического характера, которые несколько корректируют обыкновенно встречающиеся в научных работах данные о количестве вышеупомянутых актов Президента РФ.

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ 

207-209 40
Аннотация

Власть, государство, право, принуждение. Все эти категории бесконечно и циклично соединялись и разъединялись в трудах мыслителей и литераторов. Существенный вклад в разработку проблематики внес знаменитый русский юрист А. С. Котляревский. Например, монография «Власть и право: проблема правового государства» (1915) предвосхитила многие нашумевшие впоследствии труды зарубежных коллег.

ПОСТСКРИПТУМ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-5998 (Print)