Preview

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Расширенный поиск
№ 4 (2021)
Скачать выпуск PDF

СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ 

УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХРОНИКА В ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД 

 
8-22 37
Аннотация

8 апреля 2021 г. в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) состоялось торжественное открытие VIII Московского международного юридического форума «Социально-экономическое развитие и качество правовой среды».

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ 

23-44 159
Аннотация

Статья посвящена вопросам роли и места российского института уполномоченных по правам человека в системе государственных органов, его становления и развития, правового статуса государственной должности уполномоченного. Автор приходит к выводу о единстве двухуровневой системы государственной правозащитной деятельности уполномоченных по правам человека; высказывает свою позицию относительно путей дальнейшего ее развития.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Актуальные проблемы деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации 

45-53 103
Аннотация

В статье анализируются различные аспекты правовой природы института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, подчеркивается многогранность его правозащитной деятельности во взаимодействии с общественными институтами. Обосновывается эффективность такого взаимодействия, в том числе на примере сотрудничества с Научно-образовательным центром по правам человека (НОЦ) при Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Отмечаются сложности в работе уполномоченных, связанные с тем, что возрастающая цифровая грамотность населения позволяет относительно легко направить обращение федеральному Уполномоченному по правам человека, региональным уполномоченным, а возможности этих органов довольно ограничены. В связи с этим формулируются некоторые предложения. Анализируются возможности реализации прав и свобод человека и гражданина уполномоченным при поддержке институтов гражданского общества, предлагается развивать такое взаимодействие в разных направлениях, подумать над критериями эффективности института уполномоченных, включающими и такой показатель, как взаимодействие с институтами гражданского общества.

54-63 87
Аннотация

Результаты новейших социологических исследований указывают на резкое увеличение запроса на справедливость и наметившуюся тенденцию к пониманию гражданами категории справедливости в правочеловеческом контексте. На основе анализа работы государственного правозащитника раскрываются подходы к реализации принципа справедливости посредством восстановления нарушенных прав, законотворчества в сфере прав человека и гражданина, международного сотрудничества в области прав человека и правового просвещения по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты. Обосновываются предложения о необходимости совершенствования законодательства и правоприменительной практики.

64-75 73
Аннотация

В статье рассматривается деятельность уполномоченных по правам человека в Российской Федерации в сфере политических прав. Подчеркивается современная динамика института политических прав не только посредством увеличения правомочий по реализации конституционно закрепленных политических прав, численного увеличения исследуемой группы, но и посредством расширения их задач, например поддержания доверия к власти. Автор приходит к выводу, что профилактика рисков в сфере политических прав посредством правового просвещения в сфере прав человека, повышения уровня правосознания граждан сегодня актуальная и необходимая деятельность уполномоченных по правам человека в России. В конечном счете их просветительская деятельность, на первый взгляд, косвенная в отношении сферы политических прав, должна быть направлена на восстановление доверия к публичной власти. Доверие — основа устойчивого развития Российского государства и гражданского общества, являющегося базой для активной жизненной позиции человека, проявляющейся прежде всего в сфере политических прав. На основе проведенного анализа отраслевого законодательства сформулированы предложения по его реформированию и направлениям деятельности в рамках заявленной темы.

76-84 75
Аннотация

Изучаются основные аспекты защиты прав журналистов Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, представленные в его докладах с 1998 по 2019 г. Выявляется, что проблематика нарушений прав журналистов присутствовала в большинстве докладов Уполномоченного. К основным видам нарушений прав журналистов Уполномоченный относит нападения на них с целью воспрепятствования осуществлению профессиональных обязанностей, прекращение деятельности средств массовой информации по не предусмотренным законом основаниям, некоторые формы экономического давления на независимые СМИ, неправомерные ограничения доступа к информации и т.д.

Делается вывод, что защита прав журналистов должна оставаться одним из приоритетных направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, анализ нарушений прав журналистов должен быть включен в раздел «Защита прав отдельных категорий граждан». В некоторой степени это предложение нашло свое воплощение в докладе Уполномоченного по правам человека в 2019 г., раздел 2.6 которого обозначен как «Свобода слова и защита прав журналистов».

85-95 86
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы развития международного сотрудничества как одного их ключевых направлений деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Представлены особенности регулирования деятельности Уполномоченного, в том числе последние новеллы национального законодательства и международных стандартов в этой области. Особое внимание уделено направлениям и формам сотрудничества Уполномоченного с национальными правозащитными институтами иностранных государств, универсальными и региональными международными организациями, интеграционными объединениями омбудсменов. Приведены примеры взаимодействия Уполномоченного с ООН и Советом Европы на современном этапе. Освещена деятельность Уполномоченного по защите прав российских граждан и соотечественников, находящихся за рубежом. Представлена работа по развитию и укреплению «правозащитной дипломатии». Отражены вопросы становления и укрепления Евразийского альянса омбудсменов.

Предложены рекомендации по расширению компетенции Уполномоченного.

96-104 85
Аннотация

В статье рассматривается формирование культуры прав человека как гарантия конституционной нормы о высшей ценности человека, его прав и свобод. Уделено значительное внимание деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в этом направлении, в том числе в контексте обеспечения права знать свои права. Сформулирован ряд предложений по дальнейшей работе Уполномоченного в данной сфере.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Права человека в современном мире 

105-114 73
Аннотация

В статье дан обзор международных документов и российских нормативных правовых актов, закрепляющих право на образование. Отмечены права и обязанности образовательных организаций по обеспечению права на образование в контексте цифровизации. Показаны возможности и условия реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обращено внимание на узаконение образовательными стандартами последнего поколения реализации образовательных программ с использованием цифровых технологий. В аспекте локального нормотворчества продемонстрирована система регламентирующих дистанционное обучение актов Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).

Сделан вывод о том, что в современной России образовательные организации имеют все законные основания для обеспечения права граждан на образование посредством электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий, однако указанное субъективное право ограничено системой правовых императивов. Представлены данные социологических исследований, проведенных в МГЮА. На основании анализа их результатов констатировано, что Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА) оказался готовым к «цифровым вызовам, обеспечив студентам возможность реализации права на качественное высшее образование.

115-124 57
Аннотация

В статье рассматриваются актуальные вопросы ограничения прав и свобод человека и гражданина в России в особых обстоятельствах деятельности, прежде всего в условиях пандемии коронавируса COVID-19. В статье исследованы вопросы ограничения прав и свобод гражданина России в условиях чрезвычайного положения. Авторы статьи рассматривают вопросы ограничения конституционных прав и свобод граждан в режиме повышенной готовности и чрезвычайной ситуации. Показано, что деятельность по организации прав и свобод граждан в условиях пандемии базируется на ст. 55 Конституции РФ, в соответствии с которой права могут быть ограничены законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья граждан. На основе анализа изменений законодательства в рассматриваемой сфере авторы поднимают проблему о соотношении прав и свобод каждого человека с правами и свободами других лиц, интересами общества. Сделан вывод, что одной из форм конституционных ограничений прав и свобод выступают конституционные обязанности, означающие меру должного поведения человека в силу необходимости соотносить свои интересы с интересами других лиц, общества, государства.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Практика деятельности уполномоченных по правам человека в регионах 

125-133 101
Аннотация

В статье рассмотрены и критически осмыслены основные подходы к пониманию эффективности деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ. Автором предложены ее критерии и подчеркнута важность оценки координирующей функции уполномоченных в сфере обеспечения и защиты прав человека, реализации системных стратегических документов субъектов РФ в этой области.

134-141 64
Аннотация

К настоящему времени в общественном мнении, равно как и в научной среде, сложились полярные оценки в отношении деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации: от «бюро по перенаправлению жалоб» до «уникального института по защите прав и свобод человека и гражданина». Спектр мнений, как правило, формируется посредством изучения аналитических материалов деятельности (ежегодных и специальных докладов) либо может складываться из субъективного опыта обращения исследователя (респондента) к уполномоченному по правам человека с учетом результатов рассмотрения конкретной жалобы. В свою очередь, деятельность омбудсменов по обеспечению государственной защиты прав и свобод человека и гражданина достаточна многогранна. Поэтому в настоящей статье предпринимается попытка анализа правозащитной деятельности уполномоченных не с позиции эффективности принимаемых решений по поступившим жалобам в той или иной сфере отношений, а сквозь призму ее способности в целом воздействовать на правоприменительную практику государственных органов власти, органов местного самоуправления и организаций, осуществляющих публично значимые функции.

142-154 66
Аннотация

Статья рассматривает актуальность укрепления механизмов защиты прав коренных малочисленных народов в связи с дополнениями Конституции РФ и опыт по защите их прав на примере деятельности Уполномоченного по правам человека в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре. Анализируется опыт субъектов РФ по формированию института уполномоченных по правам коренных малочисленных народов. Предлагаются некоторые организационно-правовые формы взаимодействия региональных правозащитных институтов и уполномоченных по правам человека, которые осуществляют свою деятельность на территории проживания коренных малочисленных народов, а также создание постоянно действующего коллегиального органа при федеральном Уполномоченном по правам человека, который будет действовать в интересах прав коренных народов России и способствовать развитию региональных правозащитных институтов.

155-163 141
Аннотация

В статье оцениваются изменения федерального законодательства 2015 и 2020 гг., касающиеся уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, в контексте Венецианских и Парижских принципов. Проанализированы три основные тенденции развития института уполномоченных по правам человека в субъектах РФ — обеспечение их независимости на региональном уровне, расширение их функций и компетенции, встраивание их в систему уполномоченных по правам человека в России. Автор отмечает потенциал института уполномоченных по правам человека для продвижения принципа правового государства в России. Сделан вывод о том, что произошедшие в федеральном законодательстве изменения свидетельствуют об институционализации уполномоченных по правам человека на региональном уровне в России, о повышении авторитета данной должности в субъектах РФ и придании нового импульса развитию обозначенного института.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. Институт омбудсмена: зарубежный опыт 

164-176 76
Аннотация

В статье исследуется действующий в Канаде институт защиты прав человека (омбудсмена), представленный многообразием органов, должностных лиц, спецификой их полномочий. Особое внимание уделено Канадской комиссии по правам человека — правозащитному государственному органу, в рамках юрисдикции которого осуществляется контроль за публичными органами управления и частными компаниями федерального уровня по вопросам дискриминации, а также Канадскому трибуналу по правам человека, который, по мнению автора, выполняет квазисудебную роль при осуществлении юрисдикционного контроля.

Автор приходит к выводу о формировании двухступенчатого механизма, обеспечивающего более эффективную защиту прав человека. В статье обстоятельно рассмотрены правовые и институциональные особенности статуса и полномочий комиссий по правам человека и омбудсменов, осуществляющих деятельность на уровне провинций и территорий. Проведенное исследование позволило выявить следующие особенности института защиты прав человека (омбудсмена) Канады: сложившаяся децентрализация, которая выражается в автономности провинций и Федерации в учреждении и закреплении статуса должностных лиц и органов, осуществляющих правозащитную деятельность; институциональный плюрализм, характеризующийся разнообразием структур (органов, должностных лиц), объемом их полномочий, направленных на защиту прав человека; развитие специализации государственных правозащитных институтов по различным сферам (дискриминация, трудовые отношения, жилищные и др.); формирование «локальной» модели омбудсмена в негосударственных корпорациях и учреждениях.

Автором предложено использовать опыт Канадского трибунала по правам человека при разработке концепции суда по правам человека в России.

177-184 66
Аннотация

В статье предлагается анализ законодательства и научных исследований, посвященных особенностям правового статуса коренных малочисленных народов в зарубежных государствах. Особое внимание уделено видам органов государственной власти и омбудсменов, особенностям их правового статуса и полномочий по защите прав коренных народов в разных государствах. При этом предлагаются конкретные механизмы действия права, в частности аборигенного права, основанного на использовании религиозно-нравственных традиций малочисленных народов. Среди рассмотренных аспектов правовой охраны интересов ребенка выделяются дискуссионные моменты самостоятельности правового статуса ребенка и его реализации вовне, в том числе в контексте реализации прав родителей. Отдельное место отводится проблеме правотворчества публичных органов, создаваемых самими коренными народами.

185-192 72
Аннотация

В настоящей статье рассматривается опыт правового регулирования и деятельности офисов омбудсменов в сфере местного самоуправления в англосаксонских государствах. Автор отмечает, что институционально соответствующий механизм представлен, в зависимости от формы государственного устройства, на национальном либо региональном уровне, хотя в последнее время получают развитие и офисы муниципального омбудсмена, функционирующие локально. Запрос на развитие контроля омбудсменов за муниципальными институтами обусловлен в том числе издержками корпоративной модели местного самоуправления, повышающими непрозрачность деятельности муниципальных органов. Автором выделяется ряд специфических черт англосаксонского опыта в рассматриваемой сфере, касающихся прежде всего функциональной составляющей статуса омбудсмена, которые представляют интерес для дальнейшего изучения и возможной рецепции.

193-203 66
Аннотация

Вопрос реализации принципов открытого правительства — один из актуальных вызовов в политике многих государств, поскольку предполагает, как правило, проведение национальной административной реформы, пересмотр действующих регламентов государственных служащих, формирование ответственного поведения должностных лиц, а главное — создание доверительных отношений между государством и обществом. В государствах с целью внедрения механизма открытого правительства принимаются национальные программы, иногда создаются специализированные органы, однако чаще процесс реализации принципов государственного управления и контроль за данным процессом возлагается непосредственно на органы, участвующие в эксперименте. Вместе с тем институт омбудсмена, представленный во многих странах мира, имеет все исходные предпосылки для того, чтобы сыграть существенную роль в формировании открытого правительства. Указанная миссия имеет двойную природу. С одной стороны, будучи институциональным субъектом, омбудсмен может применять все принципы открытого правительства в своей деятельности, максимально близкой к философии принципов открытости, прозрачности, подотчетности. В этом случае аппараты омбудсменов могут служить апробационной площадкой или примером успешной реализации принципов для иных органов в государстве. С другой стороны, омбудсмены в силу прямых полномочий могут отслеживать проблемы в государственном управлении и участвовать в осуществлении административной реформы. В статье приведена практика вовлечения омбудсменов в формирование открытого правительства в зарубежных странах.

204-218 107
Аннотация

Национальный превентивный механизм представляет собой единую систему контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, отвечающую международным стандартам. В каждом государстве национальный превентивный механизм имеет свои особенности. В статье представлены результаты сравнительно-правового исследования законодательства зарубежных государств, создавших национальный превентивный механизм. На основе полученных результатов выделены и проанализированы три существующие в мире модели национального превентивного механизма, определены их преимущества и недостатки, а также подробно описаны все модификации выделенных моделей. В научной работе обоснована авторская позиция о том, что наделение функциями национального превентивного механизма нескольких децентрализованных органов, координирующихся одним из них, является оптимальным для Российской Федерации. Особое внимание обращено на необходимость включения в национальный превентивный механизм России независимого, регулярного и превентивного общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания.

НАУЧНЫЙ ПОИСК 

219-229 74
Аннотация

В рецензии отмечается интеллектуальное богатство отечественной науки конституционного права, творцы которой накануне юбилея Конституции России вступили в диалог: диалог поколений; диалог научных школ; диалог мировоззрений; диалог личностей, одаренных талантом, пытливым умом, способностью ставить нетривальные научные задачи и блестяще разрешать их, вовлекая в сотворчество правового пространства России государственных деятелей, общественных лидеров, политиков, практикующих юристов. Конституционный диалог, инициированный Саратовской школой конституционного права, стал свидетельством того, что отечественные ученые-государствоведы готовы к вызовам современности. Они понимают всю меру ответственности, которая возложена на властителей научных умов эпохи масштабных перемен, эпохи выбора пути дальнейшего развития цивилизации. Отразив самобытность представителей различных научных школ, преемственность в оценке науки как стези служения высокой истине, новизну путей поиска ответов на животрепещущие вопросы современного конституционного строительства России, рецензент обращает внимание на то, что сближает разные позиции, заставляет искать «общий знаменатель». Это философия конституционного мировоззрения, конституционная этика, ставшая основой бытия публичной власти в современной России.

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО 

230-235 81
Аннотация

Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей функционирует в Российской Федерации уже более восьми лет. Его работа положительно оценивается со стороны предпринимательского сообщества. В статье обозначены некоторые аспекты правового регулирования статуса Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. Анализ показателей ежегодных докладов федерального бизнес-омбудсмена позволяет сделать вывод об эффективности и востребованности исследуемого института. Автор приходит к выводам о необходимости дальнейшего совершенствования правового регулирования статуса федерального бизнес-омбудсмена.

236-244 84
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы защиты прав собственности Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Автор полагает, что деятельность Уполномоченного способствует развитию института собственности в России. В тексте раскрывается конституционное содержание и значимость неприкосновенности собственности для правовой системы государства и развития верховенства права. Автор приходит к выводу, что соответствующая защита должна осуществляться при неукоснительном соблюдении принципа поддержания баланса частных и публичных интересов, а в целях совершенствования подходов в защите необходимо учитывать толкование указанного принципа, данное Конституционным Судом РФ и Европейским Судом по правам человека. В подтверждение указанных выводов автор раскрывает корреспондирующие между собой подходы к толкованию защиты прав собственности Конституционного Суда РФ и ЕСПЧ.

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. Юридическое наследие 

245-249 69
Аннотация

Среди тех прав, которые помещаются обыкновенно в современных декларациях, нет одного, которое по всем данным должно было бы найти место в символе веры современного правосознания: это право на достойное человеческое существование. 

ПОСТСКРИПТУМ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-5998 (Print)