Реализация принципов открытого правительства в деятельности омбудсменов (зарубежный опыт)
https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.80.4.193-203
Аннотация
Вопрос реализации принципов открытого правительства — один из актуальных вызовов в политике многих государств, поскольку предполагает, как правило, проведение национальной административной реформы, пересмотр действующих регламентов государственных служащих, формирование ответственного поведения должностных лиц, а главное — создание доверительных отношений между государством и обществом. В государствах с целью внедрения механизма открытого правительства принимаются национальные программы, иногда создаются специализированные органы, однако чаще процесс реализации принципов государственного управления и контроль за данным процессом возлагается непосредственно на органы, участвующие в эксперименте. Вместе с тем институт омбудсмена, представленный во многих странах мира, имеет все исходные предпосылки для того, чтобы сыграть существенную роль в формировании открытого правительства. Указанная миссия имеет двойную природу. С одной стороны, будучи институциональным субъектом, омбудсмен может применять все принципы открытого правительства в своей деятельности, максимально близкой к философии принципов открытости, прозрачности, подотчетности. В этом случае аппараты омбудсменов могут служить апробационной площадкой или примером успешной реализации принципов для иных органов в государстве. С другой стороны, омбудсмены в силу прямых полномочий могут отслеживать проблемы в государственном управлении и участвовать в осуществлении административной реформы. В статье приведена практика вовлечения омбудсменов в формирование открытого правительства в зарубежных странах.
Об авторе
Е. Г. КалининаРоссия
Калинина Екатерина Геннадьевна - старший преподаватель кафедры конституционного права УрГЮУ, кандидат юридических наук.
620137, Екатеринбург, ул. Комсомольская, д. 21.
Список литературы
1. Кашкин С. Ю., Покровский А. В. Искусственный интеллект, робототехника и защита прав человека в Европейском Союзе // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 4 (56). — С. 64—90.
2. Крысенкова Н. Б., Чурсина Т. И., Лещенков Ф. А. Использование цифровых технологий в концепции открытого правительства за рубежом // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. — 2020. — № 4 (83). — С. 67—79.
3. Несмеянова С. Э., Колобаева Н. Е., Мочалов А. Н. «Открытое правительство» и права человека // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. — 2018. — № 5. — С. 5—14.
4. Синцов Г. В., Феоктистов Д. Е. Вопросы административной ответственности за воспрепятствование деятельности уполномоченных по правам человека // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 9 (61). — С. 162—168.
5. Effective grievance redressal: Heart of good governance, India, 2018 // URL: https://www.vajiramandravi.com/pdf_upload/yojana_summary_february_2018_fromatted.pdf (дата обращения: 26 февраля 2021 г.).
6. Grievance redress mechanism in Government, India // URL: https://www.pgportal.gov.in/Home/RedressMechanism (дата обращения: 26 февраля 2021 г.).
7. Janssen Marijn. What is open government? // Delft University of Technology // URL: https://courses.edx.org/courses/course-v1:DelftX+OG101x+2T2018/course/ (дата обращения: 21.02.2021).
8. Martin Jim, Crean Fiona. Ombudsman Innovations for Advancing Open Government, 17 марта 2015 // URL: https://worldbankva.adobeconnect.com/_a833642795/p4ehp866hlh/ (дата обращения: 26 февраля 2021 г.).
9. Zuegel K., Cantera E., Bellantoni A. The role of Ombudsman Institutions in Open Government // OECD Working Papers on Public Governance. — No. 29. — OECD Publishing. — Paris, 2018. — URL: https://doi.org/10.1787/7353965f-en (дата обращения: 26 февраля 2021 г.).
Рецензия
Для цитирования:
Калинина Е.Г. Реализация принципов открытого правительства в деятельности омбудсменов (зарубежный опыт). Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021;(4):193-203. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.80.4.193-203
For citation:
Kalinina E.G. Implementation of the principles of open government within the ombudsmen's activity (foreign practices). Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)). 2021;(4):193-203. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.80.4.193-203