Preview

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Расширенный поиск
№ 3 (2020)
Скачать выпуск PDF

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ 

24-30 231
Аннотация
Несмотря на, казалось бы, активное развитие правового регулирования рынка тепловой энергии на сегодняшний день имеются пробелы и противоречия в правовом регулировании, в правовом обеспечении конкуренции на рынке тепловой энергии, на что обращают внимание представители экспертного сообщества, государственных органов. О проблемах в правовом регулировании свидетельствует и значительное количество судебных споров в сфере теплоснабжения, акты Конституционного Суда Российской Федерации. По результатам правового анализа правового регулирования и правоприменительной практики сделаны предложения по внедрению в модель правового регулирования в том числе следующих положений: ведение реестра компаний, осуществляющих продажу тепловой энергии, с включением данных о финансовом, технологическом, кадровом состоянии; лицензирование деятельности компаний, осуществляющих продажу тепловой энергии; лицензирование деятельности компаний, осуществляющих обслуживание тепловых сетей, объектов теплоснабжения, включая теплопринимающее оборудование потребителей; внедрение системы интеллектуального учета потребляемой тепловой энергии.
31-47 319
Аннотация
В статье анализируется проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года, ее связь в иными документами стратегического планирования. Авторы делают акцент на проблемах инновационного развития ТЭК на планируемый период и отражение в проекте новой энергетической стратегии вопросов экологической безопасности.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ В ТЭК 

48-55 188
Аннотация
Излагаются результаты анализа законодательства и практики его применения в сфере правового регулирования отношений по проектированию разработки нефтяных месторождений, включая месторождения с трудноизвлекаемыми полезными ископаемыми. Отмечается, что в нормативных документах не закреплено определение понятия «трудноизвлекаемые полезные ископаемые». Для определения содержания понятия «трудноизвлекаемые месторождения полезных ископаемых» необходимо привлечение специальных знаний из области геологии, экономики геологической отрасли. Признаки месторождений нефти (как и других полезных ископаемых), расположенных в специфичных геологических условиях, например в сланцевых формациях, на больших глубинах в недрах земли, и, соответственно, требующих специальных технологических и технических решений для их извлечения, целесообразно закрепить на уровне закона. В связи с этим наряду с общими правилами проектирования необходимы специальные правила проектирования по месторождениям, содержащим трудноизвлекаемые полезные ископаемые. В целях реализации основных положений Энергетической стратегии со стороны государства необходимо обеспечить системное и комплексное правовое регулирование хозяйственных (предпринимательских) отношений в сфере нефтедобычи путем принятия специального закона.
56-65 193
Аннотация
В статье рассмотрена система территориального планирования в сфере энергетики, определено место и значение территориального планирования в системе стратегического планирования энергетической отрасли. Показано, что основная задача территориального планирования в сфере энергетики заключается в долгосрочном резервировании территорий, необходимых для будущего размещения запланированных к строительству и реконструкции объектов энергетики. К основным проблемам территориального планирования в сфере энергетики автор относит высокий уровень техногенной и экологической опасности большинства планируемых энергетических объектов, необходимость установления зон с особыми условиями территорий, ограничивающих использование земель и земельных участков, отсутствие правовых механизмов, обеспечивающих соблюдение экологических требований при определении мест размещения объектов энергетики.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ТЭК 

66-76 197
Аннотация
В условиях повышенной опасности объектов и деятельности по добыче (переработке) угля (горючих сланцев) существуют объективные потребности обеспечения в угольной отрасли топливно‑энергетического комплекса энергетической и экологической безопасности. В статье рассмотрены проблемы согласованности документов стратегического планирования, законодательства, федеральных норм и правил, определяющих целевые ориентиры, показатели и правовые меры, направленные на обеспечение промышленной безопасности в угольной промышленности и снижение ее негативного воздействия на окружающую среду, здоровье работников и населения.
77-85 290
Аннотация
В статье исследуются вопросы теории и практики возмещения экологического вреда, формулируется его понятие. Обращается внимание на особенности возмещения вреда окружающей среде в контексте судебной практики, рассматриваются правовые позиции Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, делается вывод о недопустимости принятия субъектами РФ нормативных актов, регламентирующих возмещение вреда окружающей среде по таксам и методикам. Обосновывается вывод о том, что вред жизни, здоровью и имуществу человека, причиненный негативным воздействием окружающей среды (вторичный или экогенный вред), может быть возмещен тремя различными способами: страхованием; в судебном порядке; в публичном порядке.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ 

86-95 539
Аннотация

В статье рассматриваются современные проблемы обеспечения национальной и международной энергетической безопасности, связанные с усилением угроз в киберпространстве. Кибератака на объекты критической инфраструктуры стран (объекты энергетики) является одним из инструментов политического давления, причиняя значительный неизбирательный ущерб, подрывающий государственность. Особое внимание в статье уделяется рискам воздействия кибертехнологий на электроэнергетическую систему государства.

Авторы формулируют вывод о необходимости активизации процесса международного правотворчества в установлении правовых границ использования информационно‑коммуникационных технологий. Анализ международных юридических документов, российских и зарубежных правовых актов позволяет выявить общие для всех стран вызовы энергетической безопасности и особенности национальных подходов в реализации энергетической политики, основным направлением которой сегодня является обеспечение кибербезопасности в энергетическом секторе экономики.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЭК 

96-105 166
Аннотация
Статья анализирует формирование структуры договорной связи в электроэнергетике после проведения ее реформирования в Российской Федерации. Отмечается, что электроэнергетика в СССР была построена на основе технологического единства. Данный принцип был нарушен в результате приватизации энергетической отрасли, в результате которой на организационном уровне были произведены: параллельный разрыв объединенного производителя электроэнергии; последовательно‑параллельный разрыв сети передачи электроэнергии; функциональный разрыв передачи электроэнергии; рынок электроэнергии разделен на оптовый и розничный; на низшем звене было создано большое количество посредников. В целях нейтрализации негативных последствий, сложившихся в приватизированной отрасли, была создана особая структура договорных связей, которая носила обязательный характер: заключение договоров для энергетических организаций стало обязательным; договоры стали типовыми; ценообразование осуществлялось императивно. Указанное было осуществлено на основе принципа технологического единства электроэнергетики, что позволило автору сделать вывод об административно‑правовой природе структуры договорных связей в электроэнергетике.
106-115 196
Аннотация
В статье анализируются установленные Правилами технологического присоединения условия договора технологического присоединения в части положений об ответственности сторон. Так, Правила технологического присоединения к мерам ответственности сторон относят право одностороннего отказа заявителя от договора, неустойку, обязанность по возмещению судебных расходов и право сетевой организации обратиться в суд с заявлением о расторжении договора в предусмотренных Правилами случаях. Указанные положения в основном к гражданско‑правовой ответственности не относятся, что приводит к путанице правовых понятий. К отношениям сторон договора технологического присоединения применяются меры ответственности, предусмотренные общими правилами, а именно неустойка и убытки.
116-124 322
Аннотация

Энергетические рынки — это организа ческий механизм, обеспечивающий функционирование сферы обращения энергетических ресурсов, организованный по законам товарного производства.
Энергоресурсы есть не что иное, как материальный носитель энергии, переводимой в составляемых в процессе планирования деятельности субъектов ТЭК топливно‑энергетических балансах в условное топливо как единицу измерения количества энергии в конкретном энергоресурсе.
Экономические отношения по снабжению энергоресурсами складываются в двух основных формах — снабжения через присоединенную сеть и поставки.
В энерго‑ и газоснабжении фаза обращения энергии во времени, по существу, совпадает с фазой ее производства, что обусловливает непосредственное воздействие и определяющее влияние режима потребления энергии на режим ее производства. Распространение сферы обращения на сферу потребления приводит к тому, что потребление энергоресурсов само становится «актом торговли». Потребитель приобретает энергоресурс с сервитутом участия непосредственно государства (госорганов) или коммерческих энергоснабжающих организаций в его использовании. Форма такого участия — осуществляемое в энергетике указанными органами оперативно‑диспетчерское управление.
Единый энергетический фонд РФ и энергетические фонды иных уровней — это имущественные экономико‑правовые образования, экономико‑правовой институт, существование которого может стать весомым аргументом в пользу энергетического права как самостоятельной отрасли.
Взаимосвязь передачи и потребления энергоресурсов при определяющей роли последнего в условиях централизованного оперативно‑диспетчерского управления режимом снабжения дает синергетический эффект в форме органического взаимодействия публично‑ и частноправовых отношений в отношениях по энергоснабжению. Специфика публично‑правовых отношений в сфере энергоснабжения заключается в их внедрении в отношения частноправовые, до степени органического взаимодействия и функционирования как единого целого.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

125-134 240
Аннотация
Автор анализирует историю и действующее законодательство США о возобновляемых источниках энергии. На основе сравнительного анализа российского и американского права автор обосновывает необходимость разработки российских законов о возобновляемых источниках энергии, федерального и субъектов федерации. В них должна быть закреплена гибкая система экономического стимулирования развития производства энергоресурсов из возобновляемых источников энергии как перспективного сектора энергетики XXI в.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ ЭНЕРГЕТИКИ 

135-150 216
Аннотация

В контексте защиты прав предпринимателей авторами исследуется проблема определения правовой природы такого акта реагирования на правонарушение, как предостережение. Отсутствие правильного понимания сущности предостережения предопределяет проблемы, связанные с объявлением предостережения, предусмотренным Законом о прокуратуре и различными федеральными законами. Анализ практической реализации этих правил показал недостаток четкости и двусмысленность предписаний. Отсутствие единого доктринального подхода к пониманию сущности предостережения о недопустимости нарушения требований является еще одним подтверждением этому.
Выделив и проанализировав сущностные свойства предостережения и его основание, авторы приходят к выводу, что по своей правовой природе предостережение является ненормативным правовым актом и может быть оспорено в судебном порядке, что подтверждено соответствующими примерами судебной и прокурорской практики. Действующие законодательные положения, вуалирующие обязательность исполнения предостережения адресатом, подлежат корректировке с целью обеспечения правовой определенности.

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО 

151-157 210
Аннотация
В условиях развития отечественной энергетической отрасли правовое регулирование корпоративного управления компаний с государственным участием приобретает особое значение для эффективной деятельности компаний данного вида. Правовое обеспечение развития института корпоративного управления является важнейшей задачей как отечественных, так и иностранных законодателей. Особый подход к развитию данного института сложился в Китайской Народной Республике, где прослеживается традиционная модель правового регулирования корпоративного управления, складывающегося в энергетических компаниях с госучастием, которая, в свою очередь, находится в постоянном развитии в результате интеграции экономической деятельности таких компаний в международный торговый оборот. В проводимом исследовании выявляются особенности реализации корпоративного управления в компаниях с государственным участием по законодательству Китайской Народной Республики, а также проводится сравнительно‑правовой анализ организационно‑правовых форм субъектов корпоративного управления по китайскому и российскому законодательству.
158-164 172
Аннотация
В статье автор делает вывод о том, что институт полномочных представителей Президента в федеральных округах правовой инструмент Президента России, который создан для содействия реализации его полномочий на территории федеральных округов, который может и должен быть применен в процессе контроля за выполнением Плана реализации Стратегии развития минеральносырьевой базы России до 2035 г., даже несмотря на то, что в составе контролирующих лиц в тексте Стратегии полномочные представители в федеральных округах не указаны. Территориальные органы Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), учрежденные на уровне федеральных округов, должны быть проводниками этого контроля: положения об учреждении территориальных органов Роснедр на уровне федеральных округов содержат нормативные положения, позволяющие напрямую взаимодействовать с полномочными представителями Президента в федеральных округах. Кроме того, Указ Президента от 13.05.2000 № 849, учредивший федеральные округа и полномочных представителей, прямо указывает на возможность полномочных представителей осуществлять контроль за исполнением распоряжений Правительства России (Стратегия утверждена в форме правительственного распоряжения).
165-173 268
Аннотация
Статья посвящена анализу действующего законодательства и правоприменительной практики в сфере технического регулирования при строительстве и эксплуатации линейных объектов нефтегазового комплекса. В результате проведенного исследования выявляются основные эколого‑правовые проблемы при строительстве и эксплуатации линейных объектов нефтегазового комплекса, доказывается значение сферы технического регулирования в обеспечении их промышленной и экологической безопасности, формулируются ключевые проблемы правового регулирования рассматриваемых отношений и предлагаются комплексные меры по их устранению.
174-178 189
Аннотация
В статье проведен правовой анализ особенностей договорного регулирования при использовании возобновляемых источников энергии в Российской Федерации и зарубежных государствах. Отмечается, что в современный период сфера договорного регулирования отношений, возникающих при использовании возобновляемых источников энергии, остается недостаточно изученной, в связи с чем необходимо проведение правовых исследований в данной области, изучение опыта договорного регулирования в сфере электроэнергетики за рубежом. Для целей развития правового регулирования автором предлагается условная классификация договоров по различным основаниям.
179-186 243
Аннотация
Директива о превентивной реструктуризации 1023/2019 гарантирует право добросовестным и перспективным коммерческим лицам инициировать процедуру превентивной реструктуризации при отсутствии признаков банкротства, при условии обязательного согласия должника и большинства кредиторов, при этом в случае, если несогласие большинства кредиторов экономически не обосновано, процедура может быть утверждена уполномоченным органом. Целью процедуры является заблаговременное предупреждение банкротства. Существенной общей характеристикой превентивной реструктуризации и судебных производств по банкротству является коллективность распространения юридических последствий на всех кредиторов, в том числе и несогласных, потому что единая юридическая воля является экономически необходимой для достижения цели. Кроме того, это накладывает запрет любому из кредиторов, в том числе и из несогласного меньшинства, в определенный период начинать взыскательные процедуры (производство по банкротству или исполнительное производство), даже если возникли предусмотренные законом основания, так как юридические последствия распространяются на всех кредиторов, чем обеспечиваются стимул и результативность проделанных мер и избегается конфликт кредиторов изза разной оценки экономического положения и перспектив должника.

КНИЖНАЯ ПОЛКА КАФЕДРЫ 

ИЗ ПЕРИОДИКИ ПРОШЛОГО 

ИЗ ПЕРИОДИКИ ПРОШЛОГО. ПАМЯТНИКИ ПРАВА 

ПОСТСКРИПТУМ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-5998 (Print)
ISSN 2782-6163 (Online)