Preview

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Расширенный поиск
№ 12 (2019)
Скачать выпуск PDF

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ 

31-36 222
Аннотация
Статья посвящена исследованию актуальных вопросов трансформации регулирования цифровых отношений в условиях активного развития и использования цифровых технологий во всех сферах общественной жизни. Выявлены основные проблемы правового регулирования цифровых отношений, возможности саморегулирования и роль этического регулирования в этом процессе. Выделены возможные модели регулирования цифровых отношений в мире. Сделано предложение о возможных вариантах развития регулирования цифровых отношений в Российской Федерации.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 

37-44 458
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы возрастания роли знаний и образования в условиях развития глобального информационного общества, цифровой трансформации на основе развития информационных (цифровых) технологий, появления новых субъектов и объектов. Обозначены актуальные проблемы и научные направления развития системы правового обеспечения информационной безопасности в условиях происходящей цифровизации экономики и общественной жизни, развития и признания информационного права. Обращено внимание на вопросы институализации информационного права, на тенденции и проблемы развития образования в данной сфере. Особое внимание уделено вопросам формирования системы международной информационной безопасности, необходимости выделения этого направления в образовательной сфере. Выделены актуальные направления научных исследований в сфере информационного права и международной информационной безопасности также для разработки образовательных программ.
45-52 148
Аннотация
Цифровизация всех сфер жизнедеятельности ведет к появлению дополнительных факторов правового обеспечения конфиденциальности информации. Наибольшее внимание среди указанных факторов в статье уделено вопросам импортозамещения аппаратных и программных средств обработки и защиты информации ограниченного доступа, организационно-правовым проблемам ограничения оборота специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также новым рискам и угрозам информационного общества в контексте использования технологии больших данных (big data) и систем искусственного интеллекта. В отношении технологии искусственного интеллекта сформулированы правовые решения вопросов обеспечения права на неприкосновенность частной жизни, безопасности персональных данных и иной личной информации. В работе сделан вывод о достижимости максимального эффекта защищенности конфиденциальности информации лишь при учете всех факторов цифровизации и применении комплекса разнонаправленных и разноуровневых мер, учитывающих динамичность процесса защиты информации в условиях информационного общества. Ключевые слова: конфиденциальность, информация ограниченного доступа, правовой режим, цифровые технологии, организационные меры, правовые меры.

ПРАВОВАЯ СРЕДА ДЛЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ 

53-60 181
Аннотация
В статье проведен анализ современных тенденций и проблем правового регулирования проведения экспериментов и формирования регулирования экспериментальных правовых режимов для цифровых инноваций. Обоснована и подтверждена исследовательская гипотеза об общей фрагментарности правового регулирования экспериментов - в России они вводятся нормативными правовыми актами разных уровней, при этом полный управленческий цикл, включающий стадии проектирования экспериментов, его подготовки, проведения, оценки эффективности, не реализуется, отсутствует взаимосвязь со стратегическим планированием и планированием нормотворческого процесса. На основе сравнительно-правового и статистического анализа федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ за 1993-2019 гг., а также подготовленных в 2019 г. проектов нормативных правовых актов о проведении экспериментов выявлены существующие недостатки в определении целей, показателей достижения целей, в оценке эффективности и результативности проводимых экспериментов, в том числе в сфере применения цифровых технологий. На основе методов правового моделирования и институционального проектирования разработан комплекс предложений по формированию правового регулирования экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций, которые могут быть реализованы при принятии соответствующего федерального закона.
61-73 213
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы постсоциалистического развития права и государства перехода от тотально информационного к цифровому обществу. Отмечается, что катализатором изменений выступают научно-технический прогресс и бурное развитие информационных и коммуникационных технологий. Особое внимание уделяется рассмотрению возможностей, которые открывает цифровая трансформация правовой системы. При этом именно цифровые технологии способны вернуть подлинный смысл демократическим процедурам и институтам, развитие которых в последние годы забуксовало. В частности, обосновывается, что именно в цифровую эпоху открывается окно возможностей для преодоления постсоциалистических противоречий и перехода в посткапиталистическое будущее. Отмечается, что безусловный базовый доход может выступать способом решения основного противоречия капитализма - противоречия между общественным характером процесса производства и частнокапиталистической формой присвоения.
74-81 565
Аннотация
Научно-технологический прогресс определил цифровую трансформацию системы субъектов информационного права. Это выражается в появлении особых цифровых прав и новых субъектов цифровых прав, а также в попытках переосмысления и изменения содержания таких базовых правовых категорий, как субъект права и правосубъектность. Под цифровыми правами в широком смысле понимаются права на создание и использование цифровых объектов, а также права на доступ и распространение информации с использованием информационно-телекоммуникационных сетей. В узком смысле цифровые права - это обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Традиционная система субъектов информационного права в условиях цифровизации характеризуется появлением новых субъектов, расширением правового статуса информационного посредника, отсутствием эффективных механизмов саморегулирования и сорегулирования в цифровой среде. Разработка Информационного кодекса РФ позволит систематизировать систему субъектов информационного права и объем их цифровых прав.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 

82-88 454
Аннотация
Автор в статье анализирует принятую Указом Президента РФ Национальную стратегию развития искусственного интеллекта на период до 2030 года. Этот нормативный правовой акт ознаменовал важную веху в развитии регулирования данной сквозной цифровой технологии. Автор классифицирует все стратегии в сфере искусственного интеллекта, принятые в мире, на три модели. Национальная стратегия России относится к первой модели, согласно которой документы стратегического планирования играют основную роль, нормы непосредственного действия имеют минимальный «вес». Анализируются новый понятийный аппарат в сфере искусственного интеллекта, основные направления развития его использования в России.
89-96 280
Аннотация
Различные направления робототехники и технологии искусственного интеллекта развиваются стремительными темпами во всем мире. Одним из лидеров в данной сфере является Европейский Союз. Европейская практика правового регулирования сферы технологии искусственного интеллекта может быть воспринята Российской Федерацией как в целях синхронизации российского законодательства с международным, так и для совершенствования позиций национального законодательства. Отсутствие федерального комплексного закона актуализирует поднятую тематику. Цель: исследовать основные правовые акты ЕС, направленные на развитие сферы робототехники и технологии искусственного интеллекта, выявить негативные факторы роботизации социума и предложить собственное определение технологии искусственного интеллекта как правовой категории. Методологическая основа: формально-логический метод и методы системного и сравнительного правоведения. Результаты: исследован блок основных правовых актов ЕС по стратегическим направлениям развития технологий искусственного интеллекта; выявлены негативные факторы как следствие роботизации. Выводы: определены правовые механизмы разрешения последствий использования технологии искусственного интеллекта; предложено авторское определение технологии искусственного интеллекта как программы для ЭВМ или системы таких программ (информационной системы), предназначенной для имитирования интеллектуальной деятельности человека

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ПРАВОСУДИЯ 

97-104 625
Аннотация
В статье разбирается термин «электронное правосудие», в том числе в контексте перемещения большинства коммуникаций в цифровую среду, а также на основе обзора систем, обеспечивающих сегодня судебный процесс (ГАС «Правосудие», автоматизированная информационная система Верховного Суда РФ, система «Мой арбитр», КИС СОЮ, АИС «Мировые судьи»), выделяются характерные проблемы, без решения которых электронному правосудию развиваться будет невозможно, среди которых: отставание программной составляющей от современных стандартов; недостаточность технического обеспечения, особенно в регионах; отсутствие общего интерфейса и стандартов обмена данными; отказ от документальной формы представления информации как от основной для юридически значимой информации; игнорирование особенностей цифровой среды. В заключение авторами предлагаются варианты решения указанных проблем.

ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРАВА 

105-112 200
Аннотация
Цель работы - обоснование передачи информации в качестве одного из исследовательских направлений в рамках специальности «информационное право». В статье изложен комплексный взгляд на проблему понимания правового регулирования передачи информации как составной части информационного права. Основное внимание обращено на вопрос выделения телекоммуникационного права (правовое регулирование передачи информации) в качестве самостоятельного направления в информационном праве; вопрос о необходимости и достаточности формирования учебной дисциплины «телекоммуникационное право» для подготовки правоведов; необходимость корректировки паспорта научной специальности «информационное право» (12.00.13). Рассмотренные ранее вопросы совершенствования и кодификации законодательства о связи оставлены за рамками исследования. Методику исследования составляют: диалектический материализм, который является основным методом в анализе ситуации и динамики развития отрасли информационного права; сравнительный анализ использован в процессе обоснования учебных дисциплин в образовательной сфере; метод аналогий наряду с диалектическим использован для обоснования необходимости продолжения правовых исследований в отрасли связи без отрыва их от исследований в информационной сфере в целом. Результатом исследования является обоснование необходимости выделения и продолжения правовых исследований отношений в отрасли связи. Предложено скорректировать формулировку наименования паспорта научной специальности, изложив ее в следующем виде: 12.00.13 - информационное право; телекоммуникационное право. Результаты исследования могут быть предметом научной дискуссии, использованы для совершенствования законодательства, а также для совершенствования учебных пособий.
113-120 127
Аннотация
Идея создания отрасли «информационное право» оказалась разумной: в самые трудные времена перехода к информационному обществу новая отрасль показала свою способность находить верный путь к реализации права на информацию, других прав и свобод личности. Информационное право в лице своих подотраслей, институтов позволяет увидеть взаимосвязи между различными отраслями права и глубже осознать механизмы перехода конституционных прав в плоскость их практической реализации. В статье показаны взаимосвязи информационного права и его институтов с конституционным и гражданским правом; обращено внимание на изменения в терминологическом аппарате сферы массовой коммуникации; обосновано, что право СМИ как институт информационного права, будучи вовлеченным в процессы трансформации медиасистемы, связанные с появлением «новых СМИ», нуждается в более четком разграничении сфер правового регулирования в зависимости от вида средств массовой коммуникации. На основе анализа законодательства о СМИ стран СНГ выделены две модели регулирования новых СМИ: когда сфера действия Закона о СМИ распространяется как на средства массовой информации и сетевые издания, так и на интернет-ресурсы, посредством которых распространяется массовая информация, и когда сфера действия Закона о СМИ интернет-ресурсов не касается. Показан европейский подход к понятию СМИ в новых условиях. Внесено предложение по совершенствованию законодательства о СМИ в части регистрации.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

121-128 214
Аннотация
В настоящей статье автором представлено исследование законодательства зарубежных стран, регулирующего правовые аспекты искусственного интеллекта. В работе проводится анализ уполномоченных органов рассматриваемых правопорядков, которые обладают компетенциями по контролю, управлению и иным действиям по реализации искусственного интеллекта в предпринимательской деятельности. Автор полагает, что развитие искусственного интеллекта создает благоприятные условия для реализации цифровых достижений и способствует конкурентоспособности и благосостоянию тех юрисдикций, законодательство которых приводится в работе. Кроме того, искусственный интеллект является объектом и базовой категорией для формирования беспилотного транспорта, развития медицинских технологий и иных возможностей. Автором поддерживается позиция о том, что искусственный интеллект является не только частью информационной среды, но и подвидом результата интеллектуальной деятельности, поскольку имеет общие для всех объектов права интеллектуальной собственности признаки - это творчество и новизна. Делается вывод о том, что искусственный интеллект как объект гражданского и предпринимательского оборота, являясь частью информационной системы, способствует формированию современного устойчивого экономического роста «инновационной экономики», которая базируется на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства. В связи с этим прослеживается устойчивая тенденция повышения роли образования, знаний и инноваций, которые выступают характерной чертой опережающего развития как России, так и зарубежных стран.
129-136 473
Аннотация
На современном этапе развития беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) становится очевидным, что согласно документам, принимаемым национальными и зарубежными органами государственной власти в сфере авиации, полеты БПЛА в воздушном пространстве рассматриваются как неизбежность, требующая осмысления и правового регулирования. Особенно актуальным становится данное направление в связи с быстрыми темпами развития цифровых технологий, в частности робототехники и искусственного интеллекта. Эффективного, согласованного и одобренного государственными регуляторами решения в Российской Федерации на данный момент не существует, несмотря на то, что в последнее время приняты нормативные правовые акты, направленные на организацию и осуществление учета БПЛА. Анализ законодательства РФ показывает, что ключевые вопросы использования БПЛА (начиная с понятийного аппарата и до разграничения зон ответственности) должным образом не урегулированы. В связи с этим актуальной задачей является проведение анализа лучших зарубежных практик правового регулирования сферы применения БПЛА с целью поиска оптимального компромисса между потребностями частных потребителей, бизнеса и государства относительно использования в своей деятельности БПЛА и легализации соответствующих механизмов в законодательстве.

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО 

137-142 292
Аннотация
В статье анализируется внедрение информационных систем в систему социального обеспечения Российской Федерации. Одной из новых информационных систем является система ЕГИССО - Единая государственная система социального обеспечения. Автор уделяет внимание проблемам законодательства, регулирующего отношения ЕГИССО, показывает проблему сферы охвата категорий социально нуждающихся граждан, данная информационная система не отражает все категории граждан, являющихся субъектами отношений по социальному обеспечению. Предлагается принять федеральный закон «О системе социального обеспечения Российской Федерации», где законодательно закрепить понятийный аппарат: социальное обеспечение, социально нуждающийся, получатель государственной услуги по социальному обеспечению, поставщик государственной услуги по социальному обеспечению; закрепить в отдельной главе закона механизм, цель, функции и задачи ЕГИССО, внести изменения в формулировку понятия ЕГИССО, где отразить не только узкий круг субъектов, но отразить всех участников отношений в качестве получателей государственной услуги на социальное обеспечение и поставщика государственной услуги на социальное обеспечение.
143-148 156
Аннотация
В настоящей статье рассматривается реклама как объект информационных правоотношений в сети Интернет и сфере информационных технологий. Предлагается расширить критерии недобросовестной рекламы, определенные Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе», добавив к ним экспансивную рекламу. Делается вывод о том, что экспансивная реклама, для признания ее таковой, должна отвечать ряду критериев: навязчивость и нежелательность для потребителя рекламы, что может выражаться в неоправданно частом повторении либо в нежелательном содержании предоставляемой рекламы. Также под критерий экспансивности подпадает реклама, которая предоставляется потребителю в результате незаконного сбора информации о потребителе (утечка данных в сети Интернет, шпионское программное обеспечение мобильных приложений и т.д.). Кроме того, в настоящем исследовании предлагаются способы борьбы с экспансивной рекламой, направленные на уменьшение ее количества в сети Интернет и сфере информационных технологий, например, путем установления лимитов и ограничений.
149-155 128
Аннотация
Предпринята попытка рассмотреть специфику особых объектов информационных правоотношений в сфере библиотечного дела. Высказано мнение о том, что основным объектом информационных правоотношений в указанной сфере является библиотечная информация. Констатируется, что другим объектом информационных правоотношений в сфере библиотечного дела является библиотечно-информационный ресурс, представляющий собой материальную форму воплощения библиотечной информации. Утверждается, что следующим объектом информационных правоотношений в сфере библиотечного дела является библиотечный фонд, который является формой хранения библиотечной информации и библиотечно-информационных ресурсов. Рассматриваются особенности такого особого объекта правоотношений в библиотечной сфере, как электронная библиотека, выступающая ключевым элементом электронной библиотечной среды. Делается вывод о том, что знание специфики особых объектов библиотечной сферы необходимо для совершенствования ее правового регулирования в условиях цифровой трансформации и построения в России общества знаний.
156-162 180
Аннотация
В статье предлагается исследование роли стимулов и льгот в механизме правового регулирования информационных отношений. Методологической основой работы выступают системный подход, методы анализа и синтеза, сравнительного правоведения. В общей теории права существуют различные подходы к пониманию и соотношению таких понятий, как механизм правового регулирования, правовое средство, метод правового регулирования, правовой режим. Поэтому функциональное назначение и роль правового стимула и правовой льготы по-разному определяются в механизме правового регулирования. Эффективность механизма правового регулирования связана с тем, насколько оптимально подобраны для достижения его целей правовые средства, инструменты и способы, определены элементы системы правового механизма. Режим, основанный на преимуществах, а также стимулы сами по себе как правовое средство используются в информационном праве на том участке отношений, где преимущественно реализуются информационные интересы личности и общества и ограничивается вмешательство государства в эти сферы. Именно посредством позитивных мер и средств, являющихся благоприятными для интересов субъектов правоотношений, можно повышать активность, развивать в нужном направлении информационную деятельность, поддерживаемую государственной политикой.
163-169 254
Аннотация
В статье рассматривается ряд вопросов, стоящих перед законодателем в сфере инноваций. Дается оценка законодательному регулированию инновационной деятельности на территории Российской Федерации, определяется место «искусственного интеллекта» и других технологий в правовой среде, говорится о необходимости соблюдения баланса свободы творчества и безопасности личности, общества и государства, разграничения правого регулирования науки и инноваций. Отмечается влияние международного правового регулирования инновационной деятельности на становление цифровой экономики и реализацию положений национальных стратегий и программ в Российской Федерации. При этом делается акцент на отсутствии в России современного правового регулятора, способного стимулировать и объединить «науку» и «бизнес» в целях интеграции инноваций на международном рынке. Автором предлагается выработка единого правового поля в экономическом пространстве дружественных стран ЕАЭС, например утверждение Декларации о сотрудничестве в сфере искусственного интеллекта в странах ЕАЭС.

КНИЖНАЯ ПОЛКА: ОБЗОР. РЕЦЕНЗИИ 

170-172 424
Аннотация
Статья посвящена изданной в 2019 г. коллективной монографии «Правовое регулирование цифровых технологий в России и за рубежом» под общей редакцией доктора юридических наук, главного научного сотрудника сектора информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН А. В. Минбалеева. Монография подготовлена по результатам исследований научного проекта РФФИ 18-29-16014 «Место и роль правового регулирования в развитии цифровых технологий, правовое регулирование и саморегулирование, в том числе с учетом особенностей отраслей права». В работе отражены перспективные направления и проблемы правового регулирования цифровых технологий в России и за рубежом.
173-175 102
Аннотация
Статья посвящена изданной в 2019 г. коллективной монографии «Правовое регулирование обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе» под общей редакцией доктора юридических наук, профессора, и.о. заведующего сектором информационного права и международной информационной безопасности Института государства и права РАН Т. А. Поляковой. Монография подготовлена по результатам исследований в рамках научного проекта РФФИ № 18-29-16013 «Исследование концептуальных подходов к формированию системы правового регулирования обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе». В ней отражены проблемы правового обеспечения информационной безопасности в условиях больших вызовов в глобальном информационном обществе.

ПОСТСКРИПТУМ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-5998 (Print)
ISSN 2782-6163 (Online)