№ 6 (2018)
Скачать выпуск
PDF
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
15-23 8132
Аннотация
В статье в результате анализа доктринальных источников и изменений законодательства в сфере полномочий Президента России выявлены такие тенденции, как: расширение полномочий посредством законодательства и подзаконных актов, институционализация скрытых полномочий. Выявлены причины расширения скрытых полномочий и обозначены риски этого правового явления. Сделан вывод о несоответствии распространяющегося «режима ручного управления» в механизме реализации конституционных полномочий Президента России содержательной сути конституционной модели института президента. Предложены возможные пути разрешения сложившейся практики.
ВЕКТОР ЮРИД ИЧЕСКОЙ НАУКИ ГЛАВА ГОСУДАРСТВА
24-33 585
Аннотация
В статье на основе анализа нормативного материала и научных исследований показаны основные отличительные черты правового статуса монарха как главы государства. Проанализированы понятия верховенства и неограниченности власти монарха, его полномочия в отношении других органов государственной власти и взаимодействие с ними.
34-42 4642
Аннотация
В статье рассматриваются три основных подхода в российской науке конституционного права к типологии формы правления, установленной в Российской Федерации в соответствии с Конституцией. Согласно первому в России установлена президентская республика, с избираемым населением главой государства и подчиненной ему исполнительной властью, не контролируемой парламентом. Сторонники второго направления полагают, что в РФ конституционно закреплена полупрезидентская (смешанная) республика, где исполнительная власть поделена между президентом и парламентом. Центральный тезис третьего подхода: российская модель является новой формой - суперпрезидентской республикой, в которой обширные полномочия главы государства делают его, по сути, «некоронованным монархом». В работе рассматриваются также отличительные особенности суперпрезидентской республики, где президенту принадлежат ключевые полномочия: де-факто формирование правительства вне контроля парламента, возможность увольнения отдельных министров и отставки всего кабинета, издание указов без санкционирования парламента, имеющих силу закона, возможность роспуска парламента при попытке контроля за назначением главы правительства и выражения недоверия правительству. В результате проведенного автором анализа сформулированы предложения о необходимости внесения конституционных поправок, изменения российского законодательства и совершенствования практики Конституционного Суда РФ.
43-55 334
Аннотация
Исследование конституционно-правовых основ и практики деятельности Президента Российской Федерации в сфере кадровой политики.
56-67 1021
Аннотация
В статье исследованы полномочия Президента Российской Федерации, связанные с формированием и деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ, закрепленные Конституцией РФ и федеральными законами (и прежде всего Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). Охарактеризованы основные формы реализации таких полномочий: участие в наделении полномочиями главы субъекта РФ; осуществление контроля за реализацией полномочий органов исполнительной власти субъекта РФ; применение к главе субъекта РФ мер ответственности, включая досрочное отрешение от должности. Раскрыто содержание «скрытых» («подразумеваемых») полномочий, вытекающих из статуса Президента РФ как главы государства, рассмотрены соответствующие правовые позиции Конституционного Суда РФ. Проведен анализ проблем и перспектив развития законодательства в рассматриваемой сфере, предложены рекомендации по его совершенствованию в целях обеспечения рационального сочетания общего и особенного в едином государстве.
68-74 331
Аннотация
В статье исследуются правовая природа и порядок реализации конституционного полномочия Президента Российской Федерации по осуществлению помилования. Они показаны через призму правовых позиций Конституционного Суда по данному вопросу. Особо подчеркивается, что при решении вопроса о помиловании Президент не связан ни обстоятельствами совершенного преступления, ни характеристиками личности преступника, ни сроком отбывания наказания. Отдельно рассмотрена проблема замены смертной казни на 25-летний срок заключения, осуществлявшаяся в 1990-х гг. в рамках указа о помиловании.
75-87 1079
Аннотация
В статье сформулированы представления о содержании, принципах, формах, видах и направлениях осуществления президентского контроля в отношении органов государственной власти субъектов РФ. Доказано, что президентский контроль выступает частью государственного контроля, который осуществляется с целью реализации конституционной функции по обеспечению функционирования и взаимодействия органов государственной власти и в соответствие с конституционным принципом разделения властей и системы сдержек и противовесов. Установлено, что по итогам президентского контроля наступает конституционная ответственность в виде различных санкций в отношении законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Определены организационно-правовые гарантии и ограничения осуществления президентского контроля. Сформулированы предложения по совершенствованию законодательства с целью устранения пробелов и дефектов, а также правоприменения - для соблюдения принципов открытости и прозрачности при осуществлении президентского контроля.
88-96 467
Аннотация
Важную роль в проведении единой федеративной политики государства, в обеспечении согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации играет институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. В статье рассматриваются причины введения этого института, его роль в укреплении российского государства и перспективы дальнейшего совершенствования и развития.
97-104 272
Аннотация
Публикация посвящена исследованию разновидностей обращений граждан и организаций, подаваемых Президенту РФ, а также характеристике последнего в качестве их адресата. Анализу подвергнуты особенности статуса обращений и роль главы государства в их разрешении. Установлено, что Администрация Президента РФ подразделяет все поступающие обращения на следующие наиболее крупные разновидности: электронные, письменные, устные, запросы о предоставлении информации, а также сообщения. В дополнение к этому в работе предлагается классифицировать обращения в адрес Президента РФ в зависимости от субъекта волеизъявления, в соответствии с объективной стороной (внешней формой) волеизъявления, в зависимости от цели волеизъявления и по способу подачи. Выявлены особенности направления Президенту РФ электронных обращений (в том числе проанализированы возможности официального сайта Президента РФ при направлении обращений), исследовано проведение личного приема (как формы подачи устных обращений), проанализирована статистика рассмотрения обращений Администрацией Президента РФ. Сделан вывод об отнесении главы государства к числу «адресатов-посредников», которые, не разрешая обращение по существу, перенаправляют его по подведомственности и могут существенно повысить вероятность удовлетворения интереса заявителя «адресатом- исполнителем», в компетенцию которого непосредственно входит решение вопроса, поставленного в обращении. Доказано, что имеющиеся способы подачи обращений в адрес Президента РФ являются достаточными для полного и своевременного удовлетворения конституционного права граждан на обращение
105-111 492
Аннотация
В статье в результате анализа изменений законодательства о выборах главы российского государства выявлены такие тенденции его развития, как: упрочение гарантий прав всех участников избирательного процесса, демократизма и законности всех избирательных процедур, расширение прав наблюдателей и мер по прозрачности выборов, усиление ответственности за нарушение избирательных прав граждан и др. На основе прошедшей избирательной кампании по выборам Президента Российской Федерации 18 марта 2018 г. даны практические рекомендации и сформулированы актуальные направления совершенствования избирательного законодательства.
112-123 207
Аннотация
На современном этапе государственного строительства в большинстве стран накоплен массив нормативных актов, регулирующих вопросы деятельности органов власти, в первую очередь центральной фигуры этой системы - главы государства. Для оценки эффективности функционирования публично-правовых институтов современный исследователь использует совокупность методов научного познания, не только применяемых в юриспруденции, но и носящих универсальный, общий характер. Одним из ключевых методов становится моделирование, которое позволяет сформировать модель идеального руководителя государства, наделить его предполагаемыми качествами и сравнить с фактическими лидерами стран современного мира. Проведенный анализ свидетельствует, что Российская Федерация еще не достигла необходимых показателей по ключевым направлениям развития, не в полной мере реализован имеющийся потенциал. Вновь избранному главе государства в условиях динамично изменяющейся внешнеполитической и экономической конъюнктуры необходимо обратить ключевое внимание на кадровое обеспечение проводимых преобразований. Успех реформ будет во многом определяться профессионалами, которые смогут обеспечить его достижение.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
124-153 437
Аннотация
В статье рассматриваются двухтуровая система выборов президентов Болгарии и Сербии, основания досрочного прекращения их полномочий, иммунитет и ответственность. Исследуются полномочия президентов. Особое внимание уделено роли президента в формировании правительства, праву вето на законы, полномочию по роспуску парламента. Отражается практика реализации полномочий главы государства. Представлены таблицы, в которых показана в хронологическом аспекте смена президентов, созывов парламентов, правительств за время действия конституций Болгарии 1991 г. и Сербии 2006 г.; дана статистика вето. Приводятся примеры деятельности президентов, дающие возможность читателю ощутить реалии политической жизни двух стран. Делается вывод о том, что установленная в Болгарии и Сербии форма правления - парламентарная республика, а также что в Сербии президент, являющийся лидером политической партии, имеет возможность существенно усилить свое политическое влияние.
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
154-158 243
Аннотация
В статье проанализированы научные труды, нормативные правовые акты Республики Абхазия, посвященные полномочиям Президента Абхазии по формированию органов исполнительной власти. Предложены варианты создания более эффективного механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей, а также меры совершенствования взаимодействия законодательной и исполнительной власти.
ДАЙДЖЕСТ МЕРОПРИЯТИЙ
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ
ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ИСТОРИИ
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ПОСТСКРИПТУМ
ISSN 2311-5998 (Print)
ISSN 2782-6163 (Online)
ISSN 2782-6163 (Online)