Риторическая подготовка в вузе как основа профессиональной речевой практики адвоката
https://doi.org/10.17803/2311-5998.2020.75.11.133-140
Аннотация
В статье рассмотрены речевые компетенции, формируемые на практических занятиях по дисциплинам «Риторика для юристов» и «Юридическая риторика в деятельности адвоката»: коммуникативная, текстовая, лексическая и ортологическая. В основу статьи положено методическое осмысление риторики как учебной дисциплины, совершенствующей речемыслительную деятельность обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция». Это выражается в умении создавать профессионально значимые тексты, в пополнении словарного запаса в соответствии с профессиональными и интеллектуальными потребностями, в решении коммуникативных задач различного уровня. Автор статьи полагает, что успешная профессиональная речевая практика адвоката, требующая хорошо сформированных коммуникативных навыков, обусловлена в том числе лингвистической подготовкой в вузе. Целью дисциплин гуманитарного цикла является формирование риторических навыков обучающихся, необходимых для создания эффективной аргументации, умения выступать публично и убеждать слушателей; актуализация навыков письменной речи у будущего адвоката. Автор выделяет ряд вопросов, наиболее значимых в преподавании риторики, таких как формирование языковой компетенции, методы преподавания. Последние опираются на общедидактические методы преподавания. В юридическом вузе наиболее эффективным является личностно-ориентированный подход к обучению, а именно: методы объяснения, практики, самооценки, контроля и самоконтроля. Автором описан пример методики проведения занятия, направленного на развитие указанных выше компетенций.
Об авторе
И. А. НикулинаРоссия
Ирина Александровна НИКУЛИНА, доцент кафедры философии и социологии, кандидат филологических наук
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Список литературы
1. Абрамова Н. А., Никулина И. А. Риторика для юристов : учебное пособие. — М. : Проспект, 2020.
2. Абрамова Н. А., Никулина И. А. Риторика : учебное пособие для специалитета. — М. : Проспект, 2020.
3. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов. — СПб., 1999.
4. Анисина Н. В. Обучение анализу аргументации как составная часть формирования медиаграмотности в вузе // Медиариторика и современная культура общения: наука — практика — обучение : сб. статей XXII Международной научной конференции. — М. : Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, 2019.
5. Антонова Л. Г. Современные коммуникативные процессы. — Ярославль : изд-во ЯГПУ, 2016.
6. Белых И. Н. Формирование надпрофессиональных компетенций будущего бакалавра негуманитарного профиля в процессе преподавания дисциплины «Русский язык и культура речи» // Медиариторика и современная культура общения: наука — практика — обучение : сб. статей XXII Международной научной конференции. — М. : Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, 2019.
7. Зарецкая Е. Н. Деловое общение. 2-е изд., перераб. — М. : Проспект, 2018.
8. Ивакина Н. Н. Основы судебного красноречия. — М. : Юрист, 2007.
9. Ипполитова Н. А. Общая риторика : учебное пособие. — М., 2012.
10. Либанова С. Э. Российская адвокатура в XXI веке и ее триединство // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2017. — № 12.
11. Стрелкова Ю. В. Медиапространство и суд присяжных в современном мире: риски и пути их нейтрализации // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2018. — № 2.
Рецензия
Для цитирования:
Никулина И.А. Риторическая подготовка в вузе как основа профессиональной речевой практики адвоката. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020;(11):133-140. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2020.75.11.133-140
For citation:
Nikulina I.A. Rhetorical training in higher education as the basis of professional speech practice of a lawyer. Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)). 2020;(11):133-140. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2311-5998.2020.75.11.133-140