СЛОВО К ЧИТАТЕЛЮ
УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ХРОНИКА
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
В статье рассматриваются некоторые вопросы содержания финансового суверенитета как части государственного суверенитета, его подсистемы. Обосновывается, что государственный суверенитет в единстве и взаимосвязи включает в себя такие его виды, как суверенитет экономический, политический, в области обороноспособности, продовольствия, образования, культуры, экологии и др. Ослабление суверенитета в какой-либо отдельной сфере не влечет за собой утрату государственного суверенитета, поскольку публичная власть имеет достаточный потенциал по принятию соответствующих мер для достижения необходимого баланса. Меры санкционного воздействия на Россию в течение 2022 г. показали, что финансовый суверенитет является важнейшей составляющей государственного суверенитета, которая в первую очередь подверглась негативному воздействию. Сохранение стабильности и устойчивости в финансовой сфере удалось в силу предпринятых антисанкционных мер в российской финансовой системе.
Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с формированием современной финансово-правовой концепции регулирования параллельного импорта ряда товаров на территорию Российской Федерации. Основой проводимого исследования стали объективные потребности современного российского общества в достижении национальных целей развития государства как гарантии его суверенитета, что обусловливает публично-правовой характер регулирования параллельного импорта на территорию Российской Федерации. Установлено, что параллельный импорт в рамках формируемой концепции рассматривается как многоаспектное понятие: вид хозяйственной деятельности и вид публичной финансовой деятельности. В ходе проведенного исследования выделены различные группы общественных отношений, складывающиеся в сфере публичной финансовой деятельности по поводу осуществления внешнеторговых операций в режиме параллельного импорта. Сформулированы концептуальные предложения о доктринировании и урегулировании данных общественных отношений в нормах финансового права.
Создание государственных (муниципальных) учреждений и наделение их публичными полномочиями — результат реализации как публичных, так и частных интересов. Деятельность государственных и муниципальных учреждений является результатом делегирования публичных полномочий лицам с различным правовым статусом. Указанные различия объясняются спецификой публичных интересов, их направленностью и масштабами, в связи с чем необходим индивидуализированный подход к делегированию полномочий, осуществлению финансирования и контроля. Специализация финансовой правосубъектности государственных и муниципальных учреждений выражается в наличии индивидуального правового регулирования (отдельные федеральные законы и подзаконные акты, устанавливающие правовые нормы для конкретных субъектов, а не для общих организационно-правовых форм). Это является следствием делегирования полномочий органов власти, потому что делегирование носит индивидуализированный характер. Для выбора оптимальной организационно-правовой формы реализации делегированных полномочий публичных образований необходимо учитывать различия в правосубъектности всех типов государственных (муниципальных) учреждений, а также особенности сфер общественных отношений, в которых действуют указанные лица или планируется их учреждение.
В статье рассмотрены правовые основы осуществления финансового контроля в области защиты государственной тайны. Проанализирована проблема, возникающая в рамках деятельности органов финансового контроля при проверках законности и целесообразности расходования средств на мероприятия по обеспечению защиты государственной тайны. Даны предложения по совершенствованию законодательства в части проведения проверок в отношении расходов, выделяемых из бюджетов бюджетной системы РФ на финансирование деятельности по обеспечению защиты государственной тайны.
В предлагаемой статье рассматриваются вопросы текущего состояния и дальнейшего развития института саморегулирования аудита. Указаны особенности системы регулирования аудиторской деятельности, которая с учетом мирового опыта строится на основе сочетания регулирования, осуществляемого Минфином России, Банком России, с механизмом саморегулирования со стороны профессионального сообщества аудиторов. Определены особенности правового статуса саморегулируемой организации аудиторов с позиции ее специальных функций, прав и обязанностей. В соответствии с законодательством об аудиторской деятельности охарактеризованы органы управления и специализированные органы саморегулируемой организации аудиторов, в число которых входит Комитет аудиторских организаций на финансовом рынке. Обозначены положения о контрольных полномочиях Минфина России за саморегулируемыми организациями. Уделено внимание оценке реального состояния саморегулирования аудиторской деятельности с учетом тех негативных тенденций, которые прослеживаются на сегодняшний день в сфере саморегулирования аудита. Определены перспективы развития саморегулирования как основного института аудиторской профессии, которые позволят существенно снизить негативные тенденции текущего периода саморегулирования аудита.
Кризисные явления способны существенным образом затрагивать экономические процессы в любом государстве мира. Выход из кризисной ситуации так или иначе связан с изменением подходов к правовому регулированию, и в частности финансовых отношений. В каких-то областях общественных отношений происходит ослабление правового регулирования, увеличивается сфера свободы действий экономических субъектов, в других же, наоборот, усиливаются меры ограничительного воздействия. Настоящая статья посвящена актуальным проблемам антикризисного управления в России. Уделяется внимание современному законодательству, положения которого смягчают правовое воздействие на субъектов экономической деятельности, расширяют пределы проявления свободы, устанавливают механизмы финансовой поддержки граждан, организаций, индивидуальных предпринимателей. В работе оценивается роль ограничительных и дозволительных правовых подходов как меры управления экономическими отношениями.
По результатам проведенного исследования сформулированы основные аспекты современного антикризисного управления в различных сферах жизнедеятельности.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС
В связи с введением международных санкций против России возникают проблемы по погашению внешних долговых обязательств Российской Федерации, что позволяет на международном уровне осуществить фиксацию суверенного дефолта России. Делаются следующие выводы: а) размеры государственного внутреннего и внешнего долга не позволяют утверждать о невозможности для государства обслуживать собственные обязательства; б) фиксация суверенного дефолта РФ является достаточно политизированной, поскольку имелись технические обстоятельства, не позволяющие выполнить выплату по обязательствам в установленные сроки и в соответствующей валюте. Научная значимость исследования данной темы заключается в развитии теоретических положений, связанных с управлением государственным долгом, а также в соотношении его наличия с угрозой экономической безопасности и суверенитета государства.
В статье исследуется правовое регулирование внутреннего финансового аудита в преломлении к системе государственного управления публичными финансами. Проведена правовая и экономическая параллель между государственным управлением финансами в экономическом и юридическом пониманиях. По мнению автора, управление качеством осуществляется по следующим направлениям оценки управления публичными финансами: качество организации управления в сфере публичных финансов; качество использования государственных ресурсов. Внутренний финансовый аудит способствует совершенствованию финансового менеджмента и направлен на минимизацию рисков при выполнении бюджетных процедур.
Рассмотрена правовая сущность и выявлены виды бюджетных процедур, в разрезе которых осуществляются бюджетные полномочия главных администраторов бюджетных средств.
Статья посвящена изучению институциональной подсистемы механизма осуществления публичных расходов в социальной сфере. В рамках настоящего исследования автор анализирует особенности правового статуса публично-правовых образований, коллективных и индивидуальных субъектов правоотношений, складывающихся в процессе осуществления социальных расходов.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. НАЛОГОВОЕ ПРАВО
В публикации рассматриваются проблемы по реструктуризации долга, который формирует негативную историю налогоплательщика. В этой связи в России организованы площадка реструктуризации долга и Фонд содействия реструктуризации долга, компетенции которых отчасти перекликаются. Одновременно в работе отмечается, что существует острая потребность в построении доверительных отношений между налогоплательщиками и налоговым органом. При этом в статье представлены статистика Верховного Суда РФ, а также результаты проведенного автором публикации анкетирования, которые позволили сделать ряд выводов о причинах применения тех или иных инструментов в урегулировании споров. В заключении работы автором дано собственное ви́дение развития медиации как нового способа урегулирования соответствующих конфликтов.
Предметом исследования является малоизученный в теории налогового права вопрос, связанный с осуществлением субъективного права налогоплательщика на самозащиту. Анализируется правоприменительная практика, отражающая проблемы реализации этого крайне неопределенного права. Описывается собственный опыт невыполнения неправомерных актов налогового органа и связанные с этим правовые последствия. Выявляется законодательный парадокс, коллизия, с одной стороны которой — возможность налогоплательщика оперативно реагировать на допускаемые в его адрес нарушения, с другой — презумпция правомерности действий и актов должностных лиц налогового органа. Обосновывается мысль, что данное право налогоплательщика не подкреплено никакими гарантиями. Делается вывод об иллюзорности юридической возможности налогоплательщика оперативно, без обращения в юрисдикционные органы воспрепятствовать неправомерным актам и действиям органов публичной власти. В качестве доказательства используются личные наблюдения автора. Отмечается необходимость разъяснений со стороны высших судебных органов о порядке и форме беспрепятственного использования права не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц.
В статье рассматриваются экологическая функция налогового права и «зеленые» возможности нормативно-правового регулирования. Особое внимание обращается на проблемы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации и вопросы экологизации российского законодательства о налогах и сборах. Автор отмечает, что экологизация законодательства представляет собой уже давно наметившуюся тенденцию в развитии российской правовой системы. Ее основным направлением является активное использование различных налоговых инструментов, в том числе стимулирующих налоговых льгот. В статье показано, что налоговые льготы служат базовым инструментарием экологизации налогового права и поэтому выступают как основной способ воздействия налогового права на обеспечение экологической безопасности. Они нацелены на побуждение налогоплательщика к экологически ответственному правомерному поведению. Отмечается, что экологическая функция налогообложения реализуется, как правило, в рамках регулятивной функции права. В статье также рассмотрен экологический потенциал отдельных налогов и сборов, представлены основные инструменты экологизации законодательства о налогах и сборах.
Вопросы, связанные с налоговыми льготами, являются неотъемлемой частью стимулирующей функции налогов. Статья посвящена анализу доктринальных определений понятия «налоговая льгота», соотношению указанного понятия с термином «налоговая преференция». В рамках статьи приводится классификация налоговых льгот с практическими примерами. Для целей исследования авторы рассматривают различные подходы к определению понятия «налоговая льгота», исследуются нормы и правоприменительная практика, обосновывающая разграничение указанного понятия и термина «налоговая преференция». Отдельно рассмотрены положения, посвященные налогообложению инновационной деятельности и IT-компаний. Кроме того, авторами сформулировано предложение по совершенствованию законодательства в данной сфере.
В статье рассматриваются и анализируются достоинства и недостатки введения с 01.01.2023 единого налогового счета для уплаты налогов, сборов, пени, штрафов и процентов. Автором даются понятия: ЕНС, совокупная обязанность, сальдо счета, просроченная недоимка. Анализируется законодательство, закрепляющее введение ЕНС, объясняется порядок оформления платежных поручений, очередность списания денежных средств с ЕНС. Приводятся примеры спорных ситуаций, возникающих между ИФНС и налогоплательщиками при использовании единого налогового счета.
Нейтральность всегда представляла собой ключевой принцип налогообложения, на основании которого изначально формировалась экономико-правовая конструкция налога на добавленную стоимость. Вместе с тем установление обязанности постановки на учет иностранной организации, оказывающей российским потребителям услуги в электронной форме, фактически нивелирует действие такого принципа. В статье рассматриваются проблемные вопросы правового регулирования получения налогового вычета по НДС иностранным налогоплательщиком, предусмотренного под условием, конструкции, противоречащие НДС и ставящие в неравное положение российских и иностранных налогоплательщиков-поставщиков. Обращено внимание на актуальные сложности идентификации новых цифровых явлений с точки зрения их отнесения к объектам налогообложения НДС. Отмечено, что в настоящее время существенной является проблема выработки основополагающих идей о том, каким образом облагать налогом и администрировать подпадающую под НДС деятельность иностранных компаний в новых цифровых реалиях на российском и наднациональном уровнях.
В статье анализируется изменение порядка подтверждения нулевой ставки НДС при процедуре таможенного экспорта на территории Еразийского экономического союза. Автором рассмотрены положения Федерального закона от 28.04.2023 № 173-ФЗ «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». В ходе проведенного исследования автором изучаются поправки в налоговое законодательство в части усовершенствования порядка применения нулевой ставки по НДС, упрощающие процесс подтверждения нулевой ставки НДС для перевозчиков экспортируемых товаров, обязанность проставления отметок таможенных органов на ряде транспортных документов. Рассматриваются вопросы обеспечения унификации стандартов и сертификации продукции, совершенствование мер по защите прав интеллектуальной собственности с учетом увеличивающегося цифрового обмена информацией между странами — участницами ЕАЭС.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО И СТРАХОВОГО ДЕЛА, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Развитие технологий в современном мире привело к трансформации формы денег — от товарных, металлических и бумажных к цифровым. Цифровой рубль раскрывает для государства новые возможности и перспективы в сфере финансирования публичных задач и функций. Одной из них является возможность решить проблему обеспеченности денежными средствами государственного сектора экономики, избежав при этом инфляции, а также долларовой и экспортно-сырьевой зависимости национальной валюты. В статье предлагается создать на базе цифрового рубля две цифровые платформы: закрытую — для обслуживания государственных платежей и открытую — для платежей, проводимых на частных потребительских рынках; рассматриваются правила конвертации цифрового рубля; обосновывается позиция о цифровом рубле как новом доходном источнике для финансирования государственных целей. В итоге отмечается, что использование полного потенциала цифрового рубля является фактором, укрепляющим внутренний денежный суверенитет государства.
В статье анализируются современное состояние финансового рынка как одного из важнейших элементов финансовой системы. Исследованы пути и возможности дальнейшего развития финансового рынка в условиях жесткой санкционной политики многих государств в отношении Российской Федерации. В статье указаны пути дальнейшего совершенствования финансового рынка как одного из важнейших институтов, обеспечивающих национальную и экономическую безопасность. Отмечается, что большая роль в регулировании финансового рынка отводится Центральному Банку РФ как мегарегулятору финансовых рынков. В работе также указаны отдельные сегменты финансового рынка, которые являются первостепенными для государства и в наибольшей степени требуют модернизации и по замыслу государства будут способствовать обеспечению достойного уровня жизни населения. Проанализированы основные приемы и способы регулирования на финансовом рынке, делается вывод о том, что для достижения развития основных институтов финансового рынка необходимо обеспечить экономическую безопасность субъектов отечественного финансового рынка, что является актуальной задачей государства.
РЕЦЕНЗИИ
НАУЧНЫЙ ПОИСК
В статье исследуется возникновение и развитие уголовного законодательства об ответственности за нарушение законов и обычаев войны (применение запрещенных средств и методов ведения войны). Проводится исторический анализ возникновения и развития понятия законов и обычаев войны, возникновения и развития уголовной ответственности за нарушение законов и обычаев войны. Исследуется историческое появление международных договоров о соблюдении правил ведения военных действий, которые впоследствии послужили основой для установления уголовной ответственности за нарушение законов и обычаев войны. Сделан вывод о том, что нарушение законов и обычаев войны довольно распространено в мире. Это преступление наносит большой вред людям, гражданским объектам, объектам культурного и природного наследия, что обусловливает высокую степень его общественной опасности.
ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО
Статья посвящена рассмотрению понятия денежной системы. В работе анализируются определения денежной системы, данные ведущими представителями финансово-правовой науки, предлагается авторский взгляд на структуру денежной системы. По итогам проведенного исследования определено, что денежная система представляет собой исторически сложившуюся и закрепленную нормами права форму организации денежного обращения, состоящую из совокупности денежных знаков, находящихся в обращении, органов государственной власти и иных организаций, участвующих в организации денежного обращения, технологий и методов регулирования обращения национальной валюты в наличной и безналичной формах, начиная с момента выпуска денежных знаков в обращение (эмиссии) и заканчивая моментом вывода их из оборота, а также операций с иностранной валютой и иными объектами, выполняющими отдельные денежные функции.
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития рынка ценных бумаг в Китайской Народной Республике. Исследуются особенности финансово-правового регулирования данного рынка с учетом концепции «Одна страна, две системы». Уделяется внимание финансово-правовому регулированию рынка ценных бумаг в Специальном административном районе Китая — Гонконге. Исследован генезис рынка ценных бумаг данной территории. Автор отмечает, что Гонконг, будучи ранее колонией Британской империи, сохранил англосаксонскую правовую систему и независимые от материкового Китая органы финансово-правового регулирования рынка ценных бумаг. Также в статье рассматривается дальнейшее развитие криптовалютного рынка в КНР и в Гонконге. Автор считает, что в настоящее время из-за недружественных действий по отношению к России ряда иностранных государств и международных организаций повышается интерес у российских юридических лиц по расширению взаимодействия с КНР с учетом «юанизации» мировой экономики, что, в свою очередь, подтверждает необходимость дальнейшего изучения регулирования рынка ценных бумаг Китая.
КНИЖНАЯ ПОЛКА
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. ПАМЯТНИКИ ПРАВА
ПОСТСКРИПТУМ
ISSN 2782-6163 (Online)