№ 9 (2019)
Скачать выпуск
PDF
АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ
27-36 160
Аннотация
Основываясь на научном наследии В. И. Фадеева, монографии «Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации» (отв. ред. В. И. Фадеев. М., 2016. 208 с.), автор статьи остановился на некоторых проблемах и противоречиях в сфере публичных услуг вообще и муниципальных услуг в частности, способных при должной проработке предотвратить массу рисков при инкорпорировании этого института в правовую действительность России: отличие и наполнение, а также правовые последствия используемых терминов «услуга» и «работа» в русле предоставления государственных и муниципальных услуг; закрепление стандарта предоставления публичных услуг; необходимая сегодня оценка экспертного сообщества и институтов гражданского общества в существующей системе государственных и муниципальных услуг и др. Высказано мнение о том, что качество, доступность услуг - шаг к возвращению доверия граждан к публичной власти. Необходимо обратить внимание законодателей на конституционные ценности и основы организации общества и Российского государства при регулировании механизмов предоставления публичных услуг: недопустимость подмены обязанностей государства институтом публичных услуг; ухода от конституционных ценностей в процессе отраслевого и тем более подзаконного регламентирования механизма предоставления публичных услуг.
ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ПРОБЛЕМЫ ПАРЛАМЕНТАРИЗМА
37-48 153
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы содержания и соотношения понятий «народное представительство» и «парламентаризм», их сущность, эволюция и современное состояние.
49-58 192
Аннотация
В статье обосновываются целесообразность и востребованность развития административной и политической функций парламентского контроля. Предложенные преобразования станут трендами и повлекут за собой повышение эффективности отдельных форм парламентского контроля, а также явятся гарантией стабилизации государственного управления и развития диалога между властью и обществом. В настоящее время законодательством не устанавливаются общие основы, в нем не содержится подробной регламентации отдельных процедур осуществления парламентского контроля. Закон не определяет ключевые направления в отношении форм, методов и организации парламентского контроля в субъектах России, а ограничивается бессистемным регулированием отдельных его механизмов, проводимых на федеральном уровне. Политическая функция парламентского контроля существенно возрастает в тех случаях, когда информация о его процедурах и результатах доводится до представителей государственной власти и местного самоуправления и становится частью общественного обсуждения. В целях развития политической функции парламентского контроля очевидным является тренд расширения сферы применения принципов открытости и гласности реализации его процедур. Значение в системе права и эффективность любого закона определяются его использованием в практической деятельности. Введение сформулированных в статье предложений значительно повысит авторитет законодательной ветви власти в системе сдержек и противовесов, позитивно преобразует роль и значение Федерального Собрания России в единой организационной системе государства, а также в общественно-политической жизни страны.
В. И. Фадеев о симфонии властей и соборности как идейно-духовных основаниях представительства народа
59-68 175
Аннотация
В статье представлен обзор серии известных трудов о симфонии властей и соборности в контексте нравственно-духовных основ деятельности представительных органов власти и нравственных координатах народного представительства. Наиболее значимые научные выводы В. И. Фадеева связаны с определением роли национальных традиций представительства народа. Яркость идеи в том, что в основе народного представительства - нравственно-религиозное сознание народа. Именно через духовно-культурную составляющую можно учесть связь институтов власти и демократии с жизнью людей, их обычаями и традициями. Идеи В. И. Фадеева оцениваются в статье через призму современного российского светского государства, его возможностей как многоконфессионального государства взаимодействовать с церковью на началах партнерства и взаимовлияния. Система научных взглядов В. И. Фадеева о симфонии властей и соборности послужила импульсом для развития идей народного представительства в контексте традиционных духовнонравственных ценностей русской государственности.
69-79 130
Аннотация
В год 70-летия со дня рождения выдающегося советского и российского ученого Владимира Ивановича Фадеева автор обращается к его научным идеям, осмысливая пути их развития и возможность применения в современной России. Наиболее заметные труды из обширного научного наследия профессора В. И. Фадеева посвящены проблемам народного представительства и местного самоуправления. Прежде всего он обращался к истокам народного представительства и выборов и видел их в соборности и симфонии властей как духовно-нравственных началах функционирования власти, ее взаимодействия с народом. В статье обозначаются некоторые проблемы, которые ставил профессор В. И. Фадеев в своих трудах, и взгляд автора статьи на возможные пути совершенствования народного представительства и выборов, местного самоуправления в контексте развития идей В. И. Фадеева.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИИ
80-86 174
Аннотация
Интерес к проблеме изменения конституции обусловлен объективными причинами. Конституционные поправки чаще используются как инструмент адаптации к изменившимся социальным реалиям, эти процессы затронули не только развивающиеся, но и развитые страны. В самой природе конституции заложено противоречие, поскольку существуют потребности в ее охране и приведении в соответствие с новыми реалиями. Современные конституции стали более технологичными, так как конституционная практика предлагает разнообразные образцы регламентации конституционных институтов. В современных условиях новыми тенденциями в процессе изменения конституций стали вовлечение граждан в процесс их разработки и использование информационных технологий.
87-96 192
Аннотация
В статье проанализированы особенности стилистики и языка конституций на историческом материале - текстах конституций советского периода. Обосновывается тезис о выделении в рамках законодательной стилистики конституционного подстиля. Для него характерно сочетание признаков литературно-художественного произведения и юридического документа. Выдвинут и обоснован тезис о том, что конституционные тексты могут рассматриваться также в качестве актов политической коммуникации.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
97-102 575
Аннотация
Современный этап развития общественных отношений характеризуется стремительным развитием научных и цифровых технологий. Фактически все общественные отношения приобретают весомую научную и информационную составляющую. Интенсивное развитие науки, стремительный технологический прогресс, являясь основными характеристиками современного общества, не могут не сказаться на этико-правовых основах жизни последнего, в том числе применительно к реализации прав человека, особенно в условиях появления нового вида прав человека - «цифровых» прав. В статье рассматриваются проблемные вопросы реализации прав человека в условиях массовой цифровизации современных общественных отношений, показывается, что эра цифровых технологий дает совершенно новые и качественно другие возможности для реализации прав и свобод человека. В то же время автор полагает, что повсеместное использование цифровых технологий не только обеспечивает реализацию прав и свобод человека и гражданина, но и подчас напрямую затрагивает многие фундаментальные права человека, вплоть до их нарушения. А это объективно ставит перед государством задачи по решению проблем обеспечения прав человека, которые уже возникают и, несомненно, будут возникать в будущем по мере развития российского общества.
103-113 278
Аннотация
В посвященной светлой памяти профессора В. И. Фадеева статье обращено внимание на современные информационные технологии в избирательном процессе и потребности адекватного правового регулирования в условиях модного ныне тренда на цифровизацию и экономики (цифровая экономика), и общества в целом. Сам этот тренд возник не на пустом месте. Длительное время на выборах используются основанные на применении различных программных продуктов как развивающаяся по содержательному наполнению и функциональному применению Государственная автоматизированная система РФ «Выборы», так и машины, механизмы, технологии, частично освобождающие от рутинного ручного труда. Движение к цифровой экономике, видимо, будет подталкивать процессы цифровизации выборов. 8 сентября 2019 г. впервые в стране проводится дистанционное электронное голосование на трех избирательных участках г. Москвы. Однако цифровизация такого, затрагивающего различные интересы больших групп граждан политического процесса, как выборы, не может быть быстрой и протекать вне правового поля, которое создает избирательное право. Потребуется демократическая реформа избирательного права России.
114-122 475
Аннотация
Переход к цифровым технологиям в экономике, бизнесе, социальной сфере порождает необходимость их правового регулирования. Учеными активно обсуждаются проблемы взаимодействия и взаимовлияния цифровизации и права. В статье проанализированы современные взгляды на феномен цифровизации, имеющаяся правовая база цифровой реальности. Представлена характеристика федерального проекта «Нормативное регулирование цифровой экономики», призванного привести цифровизацию в правовое поле. Показано влияние новых федеральных законов на вовлечение в процесс цифровизации граждан и в конечном счете улучшение их жизни. Необходимым является правовое оформление электронного гражданского оборота, поскольку сегодня фактически сложившиеся договорные отношения с применением смарт-контрактов, технологии блокчейн остаются без правовой формализации. Рассмотрены особенности правового регулирования цифровых платформ в судопроизводстве, нотариате и других сферах. Практическое значение проведенного исследования заключается в систематизации научного представления о правовых механизмах регулирования цифровых технологий.
123-133 164
Аннотация
В статье рассматриваются взгляды профессора В. И. Фадеева на сущность, формы и проблемы легитимации публичной власти в современной России. В развитие его взглядов на основе результатов анализа теоретических, правовых и эмпирических источников исследован характер влияния происходящего в последние годы процесса цифровизации общественных отношений на отдельные формы обеспечения легитимации (выборы, общественные инициативы). Особое внимание обращено на использование в целях создания условий удобного для избирателя голосования новейших информационно-телекоммуникационных технологий (апробируемых моделей «мобильного избирателя», «цифрового участка», «дистанционного голосования»), расширяющих круг избирателей, обеспечивающих их свободное волеизъявление и минимизирующих избирательные правонарушения. Раскрыты достоинства и проблемы использования системы аккумулирования общественных инициатив на портале «Российские общественные инициативы» с продвижением их для принятия к действию органами публичной власти.
134-139 138
Аннотация
В статье рассматриваются право граждан на свободу слова и его трансформация в сети Интернет. Авторами анализируются понятия «свобода слова» и понимание киберпространства, изучаются возможности реализации гражданами права на свободу слова. В статье поднят вопрос о нравственных основах реализации данного права и о глубинном влиянии таких духовно-нравственных начал на развитие демократии. Статья посвящена памяти ученого В. И. Фадеева, поднявшего в своих работах вопрос влияния нравственности на становление государства.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ
140-152 173
Аннотация
В России самостоятельных теоретических исследований феномена диффузии экологических прав в настоящее время нет. Авторами реализована попытка восполнить этот пробел в экологическом праве. Показано, что данное явление в праве помогает раскрыть суть правовых изменений в экологической сфере. В статье исследуется новое в отечественном правоведении понятие диффузии экологических прав граждан. Авторами исследованы ценностные аспекты экологических прав, конституционные принципы экологических прав. Проанализированы изменения в экологическом законодательстве и правоприменении. Показаны реальные и потенциальные последствия диффузии экологических прав. Исследованы диффузия и гармонизация экологических прав и ответственности государства за их обеспечение. Выявлены особенности диффузии права современного российского экологического законодательства.
153-161 193
Аннотация
В статье показано влияние высокого духовно-нравственного внутреннего мира профессора В. И. Фадеева на его личные человеческие качества и научное творчество. Раскрыт его универсальный подход к решению научных проблем, который выразился в том, что он стоял у истоков становления и развития муниципального права и раскрывал многочисленные институты конституционного и муниципального права, а также исследовал воздействие нравственных начал и религии на право. Особое внимание уделено рассмотрению внутреннего духа права, который лежит в основе (является внутренним побудительным мотивом) действия права. Показаны три уровня действия внутреннего духа права, причины, способствующие этому, и роль норм права, нравственности и религии в указанной «разноуровневости».
162-168 163
Аннотация
Статья посвящена правовому регулированию вопросов установления и регламентации административной ответственности за воспрепятствование деятельности уполномоченных по правам человека. Для сравнительного исследования было взято федеральное административное законодательство и административное законодательство субъектов РФ, входящих в Южный федеральный округ. На основе сравнительного анализа законодательства делается вывод о необходимости изменения и дополнения в первую очередь Кодекса РФ об административных правонарушениях, в том числе посредством расширения полномочий Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и сотрудников его аппарата.
ПРОБЛЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
169-175 202
Аннотация
В статье рассматривается местное самоуправление (земство) через призму отражения этого института в общественно-политической мысли дореволюционной России. Подчеркивается важность местного самоуправления в процессе решения множества проблем, стоящих перед обществом и государством практически на всех этапах их развития. Делается акцент на том, что самоуправление хорошо известно российской истории государственного строительства. Проводится мысль о том, что отсутствие полноценной системы местного самоуправления послужило одним из фактов, совокупность которых привела к Октябрьской революции 1917 г. Показывается непреходящее значение системы местного самоуправления для поступательного развития общества и государства.
176-185 206
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития местного самоуправления с учетом актуальных идей профессора В. И. Фадеева о его природе, сущности, значении для демократизации системы публичной власти и общества. Труды В. И. Фадеева получают развитие в современной научной доктрине о муниципальной демократии, народном представительстве, институтах гражданского общества
186-195 397
Аннотация
В статье исследуются подходы к содержанию и объему полномочий органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка в трудах профессора В. И. Фадеева. Анализ действующего законодательства показывает, что у органов местного самоуправления есть разные инструменты наведения порядка на территории муниципального образования, хотя в части применения мер государственного принуждения они не обладают собственными полномочиями. Отдельное внимание уделяется исследованию обеспечения безопасности населения муниципальных образований от беспилотных летательных аппаратов, количество которых в последнее время существенно увеличивается.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
196-213 372
Аннотация
Роспуск парламента - типичный атрибут парламентарных республик, к числу которых относится Республика Болгария. В статье исследуется процедура создания правительства Болгарии, неуспех которой является единственным основанием роспуска Народного собрания. Отражена практика роспуска Народного собрания. В таблице показано в хронологическом аспекте, как осуществлялось формирование правительств за время действия Конституции 1991 г. Проанализирована роль президента в формировании правительства. Делается вывод о том, что в кризисной ситуации весомость полномочий президента возрастает. Автор полагает, что указ президента о роспуске не является неожиданностью и принимается тогда, когда не усматриваются другие решения с целью выхода из политического тупика. Рассматриваются условия, исключающие возможность роспуска Народного собрания, и правовые последствия роспуска. Приводятся примеры действий президента и парламентских сил, дающие возможность читателю ощутить реалии политической жизни Болгарии.
214-220 137
Аннотация
Статья посвящена исследованию опыта реализации идеи народного представительства в зарубежных федерациях (на примере ФРГ), анализируются порядок формирования Бундестага ФРГ и Бундесрата ФРГ, а также точки зрения отечественных и зарубежных авторов на представительную природу этих органов, делается вывод о важности реализации идеи территориального представительства в федеративных государствах с учетом своеобразия становления системы представительства в Российской Федерации.
ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. ПАМЯТНИКИ ПРАВА
ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ
ПОСТСКРИПТУМ
ISSN 2311-5998 (Print)
ISSN 2782-6163 (Online)
ISSN 2782-6163 (Online)