Preview

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Расширенный поиск
№ 7 (2019)
Скачать выпуск PDF

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИНАНСОВОГО ПРАВА 

22-26 74
Аннотация
Цифровизация экономики оказывает специфическое влияние на финансовый контроль. Процесс контроля упрощается, оперативность и точность реагирования властного субъекта увеличиваются, административные расходы на осуществление контрольно-надзорной деятельности снижаются. Новые технологии позволяют выявлять и пресекать правонарушения конкретных лиц «на ранних подступах» (на этапе подготовки к реализации противоправных схем) путем анализа метаданных по всему рынку с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. Вместе с тем с повышением эффективности контрольно-надзорной деятельности увеличивается цена ошибки несвоевременного принятия управленческого решения или недостаточной защищенности государственных информационных систем от несанкционированного доступа. В целом с ростом цифровизации наметилась тенденция к изменению модели взаимодействия между властным субъектом и подконтрольным (поднадзорным) лицом: от строго императивного воздействия «сверху вниз», post factum (на стадии последующего контроля), к проактивному сотрудничеству между субъектами контрольного правоотношения на основе регуляторных и надзорных цифровых технологий.
27-33 40
Аннотация
Финансовая правосубъектность находит свое выражение в наделении субъектов финансового права особым статусом, необходимым для осуществления финансовых правоотношений. Вместе с тем большинство прав и обязанностей, закрепленных нормами финансового права, могут быть реализованы только специальными субъектами. Кроме того, некоторые специальные субъекты обладают исключительно финансовой правосубъектностью, поскольку финансовая деятельность является единственной деятельностью, на которую они уполномочены. Частные субъекты, вступая в финансовые правоотношения, под воздействием публично-правовых норм приобретают качественно новые черты своего правового статуса - эта своеобразная двойственность правового статуса порождает целый ряд требующих решения проблем.
34-41 81
Аннотация
Статья посвящена анализу правовых основ реализации мегасайенс-проектов в условиях научно-технологического развития Российской Федерации и создания передовой инфраструктуры научных исследований и разработок в рамках международного сотрудничества. Дается определение уникальной научной установки класса «мегасайенс», выявляются основные признаки данной категории. В рамках статьи исследуются особенности создания и функционирования уникальных научных установок класса «мегасайенс» на международном уровне (ITER, FAIR, CERN) и в России (ПИК, НИКА, ИССИ-4, СКИФ), указываются их основные цели и задачи. Выделяется правовая проблематика в данной сфере.

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И ПРОЦЕСС 

42-47 51
Аннотация
Прорывное, инновационное развитие российской экономики невозможно без эффективного стратегического, нацеленного на долгосрочную перспективу управления средствами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В современных условиях особую актуальность приобретают правовые аспекты результативной бюджетной политики, направленной на решение проблематики, связанной с определением оптимальных источников и параметров формирования доходов, направлений расходов, источников покрытия дефицитов бюджетов бюджетной системы России. Регламентация в нормах права принципов, приоритетов при определении конкретных бюджетных полномочий органов государственной власти и местного самоуправления становится актуальной задачей для успешной реализации национальных проектов как основного драйвера развития экономики России. Одним из ключевых элементов национальных проектов являются международные научные проекты, направленные на создание и эксплуатацию установок класса «мегасайенс», которые именуются проектами класса «мегасайенс». В настоящее время в мире реализуется несколько крупномасштабных проектов класса «мегасайенс», каждый из которых направлен на решение глобального вызова, стоящего перед человечеством. Важную роль в финансировании и технической реализации данных проектов играет Российская Федерация.
48-56 77
Аннотация
Одним из важнейших принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип сбалансированности бюджетов. Реализация данного принципа обеспечивается при условии наиболее реалистичного и приближенного к действительности прогнозирования доходов и расходов бюджета. Расходная часть бюджета зависит от тех обязательств, которые взяло на себя государство с принятием законов. Несовершенство законодательства, в свою очередь, порождает риски несбалансированности бюджета. Проведен анализ правового пробела, имеющего место в связи с реализацией жилищных прав лиц, страдающих заболеваниями, при которых невозможно совместное проживание с ними. Рассмотрен вопрос о том, какие последствия это влечет для бюджетов и каким образом они могут быть урегулированы в течение финансового года.
57-62 44
Аннотация
Работа посвящена изучению возможности применения электронных аукционов для реализации ценностей Госфонда России посредством исследования правового статуса Госфонда. Подчеркивается цель реализации его ценностей, а именно финансирование дефицита федерального бюджета. Детально исследованы особенности реализации ценностей на внутреннем рынке и отмечена возможность использования для этих целей электронных аукционов. Особое внимание уделено проблеме отсутствия легального определения электронного аукциона для целей реализации ценностей Госфонда Россиии. На основе исследованного проекта приказа Минфина России от 26.12.2014 № 170н выделены достоинства и недостатки введения электронного аукциона.
63-70 330
Аннотация
Одним из важнейших вопросов, решаемых на государственном уровне, является вопрос финансирования физкультурноспортивной деятельности. В одних странах преобладает модель прямого финансирования в том или ином виде сферы физической культуры и спорта (субсидии физкультурно-спортивным организациям, дотации населению, государственные инвестиции и капитальные вложения и т.п.). В ряде государств активно используется налоговое стимулирование. В Российской Федерации в настоящее время применяется как прямое государственное финансирование физической культуры и спорта, так и косвенное. Вместе с тем пока преобладает первый способ, хотя на уровне программных документов, поручений главы государства признается, что более активно следует обращаться и к теме налогового стимулирования. В статье исследуются модели финансирования физической культуры и спорта, особенности финансирования физической культуры и спорта в России и за рубежом.

НАЛОГОВОЕ ПРАВО 

71-81 39
Аннотация
В настоящей статье исследуется регулирование налогообложения доходов/прибыли иностранных подрядчиков, осуществляющих деятельность в рамках строительных и монтажных проектов на территории Российской Федерации. Актуальность данного вопроса обусловлена увеличением количества строительных и монтажных проектов в российской экономике, в том числе с непосредственным участием иностранных организаций. В начале статьи автор поясняет, что вопрос взимания налога на прибыль с иностранных организаций при осуществлении строительных и монтажных проектов зависит от наличия постоянного представительства на территории РФ. Затем, опираясь на текущее законодательное регулирование, правоприменительную практику, а также комментарии ОЭСР, автор раскрывает общее понятие постоянного представительства, а также анализирует понятие и признаки строительной площадки согласно положениям ст. 308 НК РФ. На основании проведенного анализа правоприменительной практики автор приходит к выводу, что, несмотря на наличие подробного регулирования образования постоянного представительства на строительной площадке как на российском, так и на международном уровне, на практике существуют определенные проблемные вопросы касательно возникновения строительной площадки, которые требуют более детального правового осмысления.
82-88 82
Аннотация
Целью статьи является анализ новеллы налогового законодательства, связанной с необоснованной налоговой выгодой. Статья написана с использованием общенаучных и частнонаучных методов познания, в частности анализа и синтеза, системного, сравнительно-правового и формально-юридического. По результатам исследования в статье: а) дается перечень критериев, по которым можно судить об обоснованности или необоснованности налоговой выгоды в сравнении с понятием, ранее закрепленным судебной практикой и настоящей формулировкой в Налоговом кодексе РФ; б) указываются обстоятельства, на которые обращают внимание налоговые органы при принятии решения о наличии реально совершенной или исполненной сделки; в) приводятся различные точки зрения, существующие как в теории, так и в судебной практике, относительно придания обратной силы закона новому положению налогового законодательства, связанного с необоснованной налоговой выгодой. В статье сформулированы практические предложения, которые рекомендуется использовать для развития теории и практики налоговых отношений.
89-97 42
Аннотация
В статье исследуется диалектика процесса осуществления законных интересов налогоплательщика, начиная с их зарождения и заканчивая фактическим осуществлением. Законные интересы рассматриваются как обособленный от субъективных прав феномен, что позволяет выделить особенности реализационного алгоритма в налоговых отношениях. Анализируются правовые средства и сам механизм реализации законных интересов. В силу вариативности законных интересов отмечается сложный характер их реализации, который не сводится к одномоментному поведенческому акту, а также стадийность (этапы) этого процесса. Делается вывод об отсутствии универсального способа реализации законных интересов налогоплательщика. Проведен анализ имеющихся научных подходов к пониманию формы реализации законного интереса. Рассматриваются условия реализации законного интереса налогоплательщика как необходимый компонент воплощения его в жизнь.
98-103 60
Аннотация
В статье рассматриваются новые подходы к налоговому обеспечению уплаты налогов и сборов, ориентированных на текущий контроль, а не на камеральные и выездные налоговые проверки. При этом автор приводит пример тех налогов и сборов, которых уже коснулись эти изменения. Обосновывается необходимость увеличения размера бюджетного финансирования, от которого зависят социальное обеспечение населения, национальная безопасность, уровень экономики страны и другие важные процессы. Приводится анализ некоторых нововведений по текущему контролю за деятельностью налогоплательщиков. В статье рассматриваются системы обмена информацией между Федеральной налоговой службой РФ и Банком России, а также передача финансовых и налоговых данных по телекоммуникационным каналам связи.
104-111 72
Аннотация
В предлагаемой статье анализируются правовые особенности специального налогового режима, введенного в порядке эксперимента с 1 января 2019 г. в Москве, Московской и Калужской областях, Татарстане, - налога на профессиональный доход. Налог на профессиональный доход рассматривается в системе аналогичных специальных налоговых режимов. В этой связи юридический состав налога на профессиональный доход подлежит сравнению с юридическими составами единого сельскохозяйственного налога, налога, подлежащего уплате при применении упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налога, подлежащего уплате при применении патентной системы налогообложения.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОВСКОГО И СТРАХОВОГО ДЕЛА, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ И ВАЛЮТНЫХ ОТНОШЕНИЙ 

112-116 56
Аннотация
В статье рассматриваются отдельные акты, имеющие существенное значение для целей регулирования деятельности некредитных финансовых организаций. При этом отмечается, что в настоящее время присутствует два ключевых направления принятия актов, регламентирующих соответствующие финансовые отношения.
117-120 73
Аннотация
Настоящая статья посвящена исследованию перспектив финансово-правового регулирования криптовалют в Российской Федерации. На основе проведенного социологического опроса выявлены основные опасения профессионального юридического сообщества по вопросам, связанным с регулированием криптовалют. Полученная в ходе проведенного опроса информация свидетельствует о том, что в настоящее время криптовалюты не следует рассматривать в качестве массового, экономически привлекательного и удобного платежного инструмента.

НАУЧНЫЙ ПОИСК 

121-130 49
Аннотация
В статье исследован отечественный опыт преподавания дисциплин, нацеленных на подготовку юристов для сопровождения экономической (торговой, хозяйственной, предпринимательской) деятельности. Обращено внимание на становление юридического образования в российских университетахXVIII - XIX вв., обозначены особенности подготовки юристов в указанный период. Выявлен генезис предпринимательского права, базирующегося на дореволюционном торговом праве и советском хозяйственном праве. Обозначены учебные курсы, нацеленные на формирование у будущих юристов профессиональных знаний для правового сопровождения хозяйственной деятельности, преподавание которых предшествовало введению в учебные программы предпринимательского права и смежных дисциплин. Затронут вопрос о формах обучения юристов, использовавшихся в дореволюционный и советский периоды. Показано становление экстерната в сфере юридического образования. Выявлена роль заочной формы подготовки юристов. С опорой на данные авторского социологического исследования обращено внимание на достоинства и недостатки дистанционного обучения. Сделан вывод о необходимости синтеза накопленного опыта заочного обучения и современных технологий для преодоления проблем дистанционной подготовки юристов для бизнеса.

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО 

131-140 40
Аннотация
В статье рассматриваются история развития правового регулирования налогообложения иностранных организаций в Российской Федерации, а также история сотрудничества Российского государства с иностранными государствами по вопросам заключения международных налоговых соглашений. Автор проводит краткий анализ российских правовых актов, регулирующих установление и взимание налогов с иностранных организаций, принятых в период со второй половины XIX в. до конца XX в., а также исследует историю заключения международных соглашений по вопросам налогообложения между Россией и иностранными государствами. При подготовке настоящей статьи используются не только положения нормативных правовых актов и международных договоров, но и работы российских и советских ученых, исследовавших те или иные аспекты исторического развития механизмов взимания налогов с иностранных организаций. По результатам проведенного анализа сформулированы выводы об особенностях развития законодательства о налогообложении иностранных организаций в исследуемый период и о его влиянии на развитие современного законодательства в указанной области.
141-146 94
Аннотация
В статье рассматриваются подходы к пониманию доходов бюджета как основополагающей категории бюджетного права. Автор приходит к выводу о том, что действующее законодательное определение доходов бюджета не отражает всю сущность указанного понятия. Автор считает целесообразным использование более широкого подхода к пониманию термина «государственные доходы» в соотношении с термином «доходы бюджета». Доходы бюджета рассматриваются автором как комплексная категория бюджетного права, которая включает в себя материальный, экономический и юридический аспекты. По мнению автора, доходы бюджета представляют собой совокупность денежных средств, поступающих в соответствии с бюджетным законодательством и законодательством о налогах и сборах Российской Федерации в федеральный, региональный или местный бюджет на безвозвратной основе, а также возвращаемые (возмещаемые) излишне уплаченные (взысканные) суммы, формирующие финансовую базу для исполнения публичных обязательств государства и муниципальных образований.
147-153 102
Аннотация
В настоящее время в Российской Федерации происходит формирование нормативно-правовой базы, регулирующей обращение цифровых финансовых активов. В целях противодействия отмыванию денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в проекты законов необходимо включать соответствующие нормы, чему и посвящена данная научная статья. Российская Федерация как член группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) последовательно закрепляет в проектах законов, принимаемых с целью регулирования обращения цифровых финансовых активов, нормы, соответствующие 40 Рекомендациям ФАТФ. Запрет финансовым учреждениям вести анонимные счета, принятие мер для идентификации и проверки личностей клиентов, а также другие меры должны существенно повлиять на уменьшение криминогенного фактора на бурно развивающемся финансовом рынке. Ключевые слова: токен, криптовалюта, цифровой актив, ICO, легализация доходов, ФАТФ.

ПРОБА ПЕРА 

154-163 112
Аннотация
Статья посвящена исследованию правового статуса особых субъектов в Японии - органов, которые осуществляют контроль в сфере денежного обращения. Автор уделяет внимание их генезису, а также разграничению полномочий между ними. Положительный опыт Японии в данной сфере может быть заимствован российской правовой доктриной и законодателем.
164-173 56
Аннотация
В статье рассматривается понятие постоянного представительства в налоговом праве. Дается классификация постоянных представительств и раскрываются основные признаки различных видов постоянных представительств. Анализируются сложности, возникающие при применении концепции постоянного представительства в условиях цифровой экономики. Раскрывается понятие и сущность деятельности подготовительного и вспомогательного характера как исключающей образование постоянного представительства. Рассматриваются возможности искусственного избежания образования постоянного представительства в условиях цифровой экономики.

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. ПОРТРЕТ НА ФОНЕ ИСТОРИИ 

ЮРИДИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ 

ПОСТСКРИПТУМ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-5998 (Print)