Preview

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Расширенный поиск
№ 6 (2019)
Скачать выпуск PDF

АВТОРИТЕТНОЕ МНЕНИЕ 

36-48 231
Аннотация
В статье раскрываются правовые и организационные аспекты контроля в системе федеральных органов исполнительной власти. На основе анализа положений теории административного права определены понятия «вневедомственный контроль», «ведомственный контроль», «внутриведомственный контроль». Раскрыты особенности правового регулирования и осуществления вневедомственного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти Правительством РФ, а также уполномоченными федеральными министерствами и федеральными службами. Обоснован вывод о том, что ведомственный контроль осуществляют федеральные министерства в отношении подведомственных им федеральных органов исполнительной власти, а также иные федеральные органы исполнительной власти в отношении подведомственных им органов и организаций. Показана организация внутриведомственного контроля в органах исполнительной власти в Российской Федерации и зарубежных странах. В иностранных государствах внутренний (административный) контроль осуществляется в рамках административной системы как вышестоящими инстанциями, так и руководителями органов исполнительной власти и их структурных подразделений.

ВЕКТОР ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 

49-64 811
Аннотация
Статья посвящена анализу ключевой темы административного права - административным правоотношениям, которые рассматриваются автором как системообразующий элемент не только административного права, но и административно-правового регулирования. Подвергнуты научному и критическому анализу сложившиеся научные представления об административных правоотношениях, автор отмечает оторванность их от существующей практики. Опираясь на многочисленные примеры, в основном из судебной практики - судебные решения, анализируя их с точки зрения механизма административных правоотношений, автор делает вывод о том, что административные правоотношения являются универсальной правовой конструкцией административно-правового регулирования. Автор соглашается с тем, что органы публичной власти и их должностные лица, являясь субъектами административных правоотношений, обладают властными полномочиями. Но не вполне понятно, на каких доказательствах основывается утверждение, что эти субъекты должны доминировать во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами.
65-72 134
Аннотация
В статье идет речь об унификации административного и уголовного законодательства на примере налоговых правонарушений, предусмотренных НК РФ, КоАП РФ и УК РФ. Сделан вывод о том, что налоговые правонарушения являются видом административных правонарушений. Эти виды юридической ответственности близки по своей цели - охране в значительной степени публичных интересов; административные и налоговые правонарушения общественно опасны; близки по содержанию и меры государственного принуждения, государство практически одинаково реагирует на них. На примере сопоставления различных видов юридической ответственности в налоговой сфере сформулированы предложения по унификации уголовной, административной и налоговой ответственности. Главный аргумент этого состоит в том, что природа этих видов ответственности едина. Рассмотрен вариант изменения законодательства об уголовной и административной ответственности в случае введения в УК РФ и УПК РФ категории «уголовный проступок». В таком случае возникает необходимость и представляется возможность объединить уголовные, административные и налоговые правонарушения в единый нормативный правовой акт. В статье сделан вывод, что налоговые правонарушения по сути являются административными правонарушениями.
73-80 119
Аннотация
Статья посвящена выявлению и обоснованию логики организационно-структурных и функциональных преобразований в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти современной России в контексте политических, экономических и социальных событий и условий, в которых они осуществлялись. На основе анализа нормативных правовых актов Российской Федерации, литературных источников, интернет-ресурсов, а также высказываний главы государства показывается нелогичность отдельных преобразований, осуществленных в ходе административной реформы, начавшейся в 2003 г. Раскрываются предпосылки, условия, а также формальные и фактические основания принятия Президентом РФ решений об изменениях в системе и структуре федеральных органов исполнительной власти, об их отдельных задачах, функциях и полномочиях руководителей. Формулируются гипотезы о перспективах модернизации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти в увязке со сложившейся внешнеполитической ситуацией, с состоянием экономики страны и задачей строгой экономии бюджетных средств, в том числе ограничения расходов на не вызванные необходимостью преобразования.

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 

81-86 364
Аннотация
В статье исследуется система органов исполнительной власти России на федеральном уровне в современный период, охарактеризованы элементы такой системы, показана их взаимосвязь. Федеральные органы исполнительной власти рассматриваются с точки зрения организационного, функционального и содержательного критериев, исходя из доктрины отечественного административного права и процесса. Автором дается характеристика системы органов исполнительной власти федерального уровня в целом, а также отдельных элементов указанной системы с учетом выстроенной на основе нового законодательства структуры федеральных органов исполнительной власти, входящих в нее федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, показана роль Президента РФ и Правительства РФ, осуществляющих общее руководство деятельностью рассматриваемых органов в зависимости от сферы государственного управления - административно-политической, экономической и социально-культурной. Делается акцент на важности сочетания указанных критериев при характеристике системы федеральных органов исполнительной власти с учетом ее целостности.
87-95 272
Аннотация
В статье идет речь о реализации правозащитной и правоохранительной функций органов исполнительной власти федерального уровня. Ставится вопрос об их содержании. Дана оценка роли федеральных органов исполнительной власти в обеспечении правозащитной деятельности в Российской Федерации. Обращено внимание на необходимость развития правозащитного механизма в целом и конкретных форм государственного управления, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан и организаций в контексте совершенствования отдельных актов российского законодательства. Проведен сравнительный анализ правозащитной и правоохранительных функций как основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти. Исследованы признаки правозащитной деятельности, выявлены ее характерные черты, уровни правового опосредования. Анализ нормативной основы, обеспечивающей реализацию правозащитной деятельности, обеспечил выделение ее видов. Предложено рассматривать административные процедуры правозащитной направленности, к числу которых относятся: а) непосредственная правозащитная функция федеральных органов исполнительной власти; б) правозащитная функция федеральных органов исполнительной власти, реализуемая во взаимодействии с общественными структурами
96-103 111
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы развития системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации. Обращается внимание на то, что эффективность государственного управления зависит от системы его субъектов. В современных условиях, когда меняются формы и методы государственного управления, именно устойчивость системы органов исполнительной власти позволяет решать сложные задачи в разных отраслях и сферах. Делается предположение, что система органов исполнительной власти должна быть эффективной и действенной в любых ситуациях либо должны существовать возможности для ее быстрой перестройки в соответствии со сложившимися чрезвычайными или кризисными условиями. Выделяется ряд недостатков административно-правового статуса некоторых государственных органов (органов Гзнеральной прокуратуры РФ, Центрального банка России). Также автор приходит к выводу о том, что в Российской Федерации сформирована относительно устойчивая система федеральных органов исполнительной власти.

ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ В РОССИЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ СЕГОДНЯ 

104-115 118
Аннотация
В статье предпринята попытка определения концептуальных различий западного (так называемого универсального) и традиционного подхода к правам и свободам человека и участию государства в их защите. Проведен анализ следующих различий в подходах: 1) выработка юридических определений понятия «человек», права которого подлежат защите; понятий естественных прав, присущих любой личности; разграничения с неестественными правами, искажающими биологическую природу человека; 2) выяснение сущности прав личности, ключевого права на жизнь в соотношении с иными ценностями, понятия «достоинство человека»; 3) выявление возможностей защиты, в том числе степени государственного участия в соблюдении и обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Права человека быть представителем своей цивилизации, защищать нравственные ценности рассмотрены в контексте укрепления общероссийской гражданской идентичности, духовно-культурной безопасности государства и общества. Сделан вывод, что стратегически важным является такая интерпретация конституционных прав человека, которая по своему духу соответствует традиционным нравственным ценностям российского общества.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СИСТЕМЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ 

116-123 249
Аннотация
Раскрывается содержание принципа презумпции невиновности в административной ответственности и отмечаются особенности применения этого принципа на примере административных правонарушений в области рынка ценных бумаг. Приводится сравнительный анализ принципа презумпции невиновности в административном и уголовном праве. Характеризуется вина как содержание субъективной стороны административного правонарушения в отношении физических и юридических лиц. Дается анализ разных подходов к понятию вины в отношении юридических лиц. В статье приводятся примеры из судебной практики, подтверждающие наличие вины как необходимого элемента юридического состава административного правонарушения в данной сфере. В обоснование своих слов автор отдельное внимание уделяет позиции Конституционного Суда РФ, а также учитываются решения Арбитражного суда Красноярского края, Арбитражного суда Республики Мордовия, Тушинского районного суда г. Москвы, постановление Арбитражного суда Московского округа и др. Поднимается вопрос о бремени доказывания в производстве по делам об административных правонарушениях.
124-134 486
Аннотация
Современный этап развития законодательства предопределяет необходимость анализа законодательства об административной ответственности. Авторами обозначены особенности института административной ответственности, проанализировано законодательство об административной ответственности. Отмечается большое количество составов административных правонарушений, содержащихся в КоАП РФ и законодательстве субъектов РФ. Авторы, рассматривая административные правонарушения, выделяют отдельные несовершенства КоАП РФ по формулированию составов административных правонарушений. Также подчеркивается, что не все общественные отношения обеспечены административной санкцией. Делается акцент на законодательстве субъектов РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение федеральных правил и норм. Особое внимание уделено административным наказаниям, применяемым за совершение административных правонарушений. Ставится проблема необходимости разграничения полномочий государственных органов по привлечению лиц к административной ответственности. Авторы, проанализировав практику Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, обозначили некоторые проблемы правоприменения и сделали предложения по усовершенствованию института административной ответственности.
135-144 127
Аннотация
В статье исследуются понятие, основные черты и классификация административно-правовых способов восстановления нарушенного режима законности правоприменительной деятельности органов исполнительной власти, иных органов публичного управления, их должностных лиц. К таким способам автор относит административно-правовые меры (средства) пресекательно-восстановительного характера и административно-правовые меры (средства) наказательно-предупредительного характера. В числе пресекательно-восстановительных мер (средств) выделяются выдача контрольно-надзорным органом обязательного для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений законности, отмена или признание незаконным (недействительным) административного акта, не соответствующего положениям законодательства. В качестве административноправовых мер (средств) наказательно-предупредительного характера рассматриваются меры административной и дисциплинарной ответственности должностных лиц и иных служащих административнопубличных органов, совершивших в процессе правоприменительной деятельности соответствующие правонарушения.

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА В СФЕРЕ ГЕННОЙ ИНЖЕНЕРИИ . 

145-150 132
Аннотация
В статье дана общая характеристика основных направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти в области генной инженерии в соответствии с Федеральным законом от 05.07.1996 № 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности». Отдельное внимание уделено также задачам, стоящим перед федеральными органами исполнительной власти при реализации государственной политики в сфере генной инженерии. Рассматриваются проблемы правового регулирования генно-инженерной деятельности в Российской Федерации и имеющие недостатки действующих нормативных актов. Кроме того, предпринята попытка анализа трудностей, возникающих при реализации управленческих функций, отмечается содержание такой деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере генной инженерии. Проводится некоторое сравнение действующей в Российской Федерации системы управления в сфере генной инженерии и аналогичных систем в Соединенных Штатах Америки и Гзрмании. Сделаны выводы об отсутствии надлежащего регулирования рассматриваемой сферы.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ . 

151-157 130
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы военной службы в период республики и империи, период формирования вооруженных сил и их распад. Обращается внимание на вопросы дисциплины, поощрения и наказания военнослужащих. Вопросы отставки, материальное вознаграждение, выслуга лет и другие вопросы были решены в римском праве. Войска имели право присваивать часть захваченной добычи, однако приоритет здесь принадлежал командирам. Особо отличившимся в походах командирам мог быть присвоен титул императора. Отличившиеся в боях войска имели право на торжественный проход в Рим, триумф. Для торжественного прохождения войск воздвигались триумфальные ворота, хорошо знакомые нам по нашим городам. Они нашли отражение в нашей недавней истории. До сих пор некоторые из них украшают наши города в честь славы русского оружия. За соблюдением призывной дисциплины осуществлялся строгий контроль, и уклонистов от призыва ожидало суровое наказание. Первоначально уклонистов могли отдать в рабство, но впоследствии эту меру наказания заменили на более мягкую. На виновных стали налагать денежный штраф и конфискацию имущества. Дезертирство с поля боя считалось опасным преступлением и наказывалось смертной казнью. Армия постепенно перестраивалась не только с территориальными изменениями, но и с изменением власти.
158-164 134
Аннотация
В статье осуществлен анализ функционирования специально уполномоченных органов государственной власти и должностных лиц по противодействию коррупции в Российской Федерации, а также в некоторых зарубежных странах. Автором представлены положения различных нормативных правовых актов, устанавливающих правовой статус и полномочия соответствующих антикоррупционных органов государственной власти. В статье выяснены особенности деятельности антикоррупционных органов и должностных лиц ряда зарубежных стран, правительствами которых достигнуты определенные успехи по минимизации коррупционных рисков, а также коррупционных противоправных деяний. В настоящее время дискуссионным продолжает оставаться вопрос о возможности создания в Российской Федерации отдельного органа государственной власти, наделенного исключительной компетенцией по борьбе с коррупцией и профилактикой коррупционных отношений в государственно-управленческой деятельности. Представленная работа имеет междисциплинарный характер и написана на основе действующих нормативных правовых актов различных отраслей права (преимущественного конституционного и административного).
165-172 130
Аннотация
В статье поставлена задача проиллюстрировать основные характеристики административных процедур в итальянском праве. В Италии первоначально отсутствовал общий закон об административных процедурах. Административные процедуры были впервые урегулированы Законом № 241 от 7 августа 1990 года, текст которого многократно подвергался изменениям на протяжении последующих лет. Заключительная часть статьи предлагает обзор действующего итальянского законодательства об административных процедурах.

ТРИБУНА МОЛОДОГО УЧЕНОГО 

173-178 123
Аннотация
В статье раскрываются понятие и сущность государственной услуги. Описывается процесс возникновения понятия «государственная услуга» в Российской Федерации. Анализируются нормативные правовые акты, которые регулируют предоставление государственных услуг. Исследуется важный аспект государственной услуги - должна ли она быть платной или бесплатной. Очевидно, что возможны оба варианта, но вопрос только в том, что только желание заявителя определяет, воспользуется ли он этой услугой. Автором дано свое определение государственных услуг и утверждается, что одним из основным признаком государственных услуг является добровольность их получения. Наконец, автор делает вывод о том, что если какие-то действия навязываются государством юридическим или физическим лицам, то они не могут называться государственными услугами. Это могут быть только обязанности, которые необходимо исполнять. В конце статьи дано определение понятия «государственная услуга» - это установленная правовым актом управления функция органа исполнительной власти, выполняемая им безвозмездно или возмездно, по просьбе физического лица либо организации, добровольно заявивших о желании ее предоставления.
179-185 119
Аннотация
Стратегическое планирование является одним из ключевых механизмов обеспечения целенаправленного и устойчивого развития государства, экономики и общества. С принятием Федерального закона от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» в Российской Федерации начался новый этап формирования системы государственного стратегического планирования. В статье рассматриваются недостатки действующего правового регулирования состава участников стратегического планирования на федеральном уровне, а также высказываются предложения по совершенствованию механизмов стратегического планирования и привлечению к реализации стратегического планирования более широкого круга субъектов. Автором обосновывается необходимость расширения круга участников стратегического планирования за счет государственных корпораций, являющихся уполномоченными органами управления в отдельных отраслях, различных научных организаций, а также, в определенных случаях, хозяйствующих субъектов. Помимо этого, предлагается создание правовых механизмов, обеспечивающих сопряжение стратегического планирования и государственно-частного партнерства.
186-193 121
Аннотация
Статья посвящена выявлению субъектов правотворчества в Российской Федерации, среди которых значительная роль отведена органам исполнительной власти и иным органам государственной власти, осуществляющим правотворчество в виде издания административных нормативных правовых актов, имеющих подзаконный характер. Проведенный анализ субъектов правотворчества в Российской Федерации позволил выявить существенные недостатки в правовом регулировании порядка разработки, принятия, изменения и отмены административных нормативных правовых актов, который на данный момент лишь частично установлен федеральным законодательством и не регламентирует правотворческую деятельность субъектов, не входящих в систему органов исполнительной власти. Отсутствие единых, четких правил осуществления подзаконного правотворчества ведет к изданию необоснованных и неапробированных актов. Для повышения качества подзаконного правотворчества необходимо устранить существующую правовую неопределенность путем разработки единых правил подготовки, принятия, изменения и отмены подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность всех субъектов этой деятельности.
194-199 122
Аннотация
В статье идет речь о взаимодействии полиции и общественных объединений, привлекаемых для участия в охране общественного порядка как об одной из форм реализации правоохранительной функции государства в сфере обеспечения общественной безопасности. Выявляется ряд противоречий в содержании правовых норм, регулирующих участие граждан в охране общественного порядка и деятельность общественных объединений, препятствующих эффективному правовому регулированию. Анализируются законодательное регулирование и фактические механизмы взаимодействия государства и общества в указанной сфере, в частности формы контроля со стороны полиции за деятельностью общественных объединений правоохранительной направленности, механизмы привлечения государством таких объединений для обеспечения общественного порядка, вопросы специальной подготовки членов общественных объединений. Дается оценка эффективности взаимодействия полиции и общественных объединений. Выявляется ряд проблем как в содержании нормативных актов, регулирующих взаимодействие, так и при реализации взаимодействия на практике. Предлагаются пути преодоления выделенных проблем.
200-207 110
Аннотация
В статье идет речь о полномочиях субъектов РФ в сфере миграции. Рассмотрены проблемы противодействия преступлениям и административным правонарушениям. Сделаны выводы о проблемах законодательства в сфере миграции, рассмотрены конкретные примеры решений в сфере миграции в некоторых субъектах РФ, в том числе по поводу практики реализации региональными органами власти полномочий в сфере миграции, которые отражают их влияние на противоправность в миграционной сфере. Так, на протяжении многих лет сокращаются квоты на выдачу иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание в Российской Федерации. Причем потребность в квотах не уменьшается, что повышает напряженность. Сделан вывод о необходимости формирования механизма распределения квот. Должна быть создана комиссия с участием представителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, в том числе в сфере миграции и в сфере безопасности, а также органов службы занятости этих регионов. Должна быть повышена ответственность региональных властей за качество работы по определению квот. Это связано с двумя факторами: региональные органы должны более ясно понимать как социальную нагрузку на инфраструктуру, так и реальные потребности отдельных работодателей в привлечении иностранных работников.
208-213 111
Аннотация
В статье предполагается анализ существующей системы государственного регулирования в сфере ядерной медицины Соединенных Штатов Америки. Рассматриваются некоторые проблемные вопросы, связанные с осуществлением государственного регулирования в сфере ядерной медицины США; уделено внимание государственному органу, осуществляющему контрольно-надзорную деятельность; изучены особенности регулирования в различных штатах, сделан вывод об отсутствии единообразия законодательного регулирования. Особое внимание уделяется проблемам унифицирования единых руководящих принципов в области лицензирования радиотехнологов, также наблюдается устойчивая тенденция в разрозненности нормативных требований, предъявляемых каждым штатом к кандидату-радиологу и процессу проведения флюороскопии. Отдельное место отводится роли Управления по контролю за продуктами питания и лекарственными средствами FDA, которое регулирует стандарты оборудования, испускающего радиоактивное излучение, а также иные аппараты, используемые эндоваскулярными специалистами. Отмечается важность регулирования и приведения к единым стандартам требований системы образования, обучения и повышения квалификации для врачей-операторов флюороскопического оборудования. Отмечается существующая необходимость более основательного обучения сотрудников и наделения государственных регулирующих органов специальными полномочиями по контролю за использованием флюороскопического оборудования, что может привести к появлению единого национального стандарта по защите пациентов от радиационного воздействия при проведении медицинских процедур.

ПРАВО В ИСТОРИЧЕСКОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ. ПАМЯТНИКИ ПРАВА 

ПОСТСКРИПТУМ 

НАГРАДЫ РОДИНЫ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-5998 (Print)
ISSN 2782-6163 (Online)