Аннотация
В настоящей статье предпринята попытка комплексного сравнительного исследования понятия «наука» как правовой категории, используемой в источниках и нормах различных правовых систем. В первом разделе рассмотрены и проанализированы нормы-дефиниции понятия ««наука» и родственных правовых категорий («научная деятельность», «научные исследования» и др.), разработанные в международном праве (в рамках ЮНЕСКО) и применяемые в законодательстве современных государств, включая Россию. Установлено, что термин ««наука» в современном праве употребляется одновременно в двух смыслах, обозначая как деятельность, направленную на получение нового научного знания (наука-познание), так и ее результаты (наука-знание). Во втором разделе автором рассматривается правовая классификация науки и научных исследований по двум основным (цели и предмет исследования), а также по дополнительным критериям (способ финансирования, значение для государства и общества и др.). Установлено, что в современном праве не выработаны единообразные подходы к классификации научных исследований, причем такая ситуация характерна как для межгосударственного контекста (разные подходы в разных странах), так и для внутригосударственного контекста (разные классификации в разных источниках права одной и той же страны). В статье выявлены недостатки в правовом определении науки в России, в частности отсутствие общей нормы-дефиниции в федеральном законодательстве при закреплении собственных определений науки в отдельных субъектах федерации.