Полипарадигмальность иноязычного образования в эпоху искусственного интеллекта: новации и вызовы
https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.134.10.020-030
Аннотация
Современный этап развития методики преподавания иностранных языков в вузе характеризуется направленностью на внедрение технологий искусственного интеллекта, что делает необходимым переосмысление и трансформацию подходов к обучению и преподаванию в этой области для повышения их эффективности на основе полипарадигмальности — взаимодействия различных методических систем — парадигм. Автор уточняет содержание и структуру постклассической новационной парадигмы и выявляет ее ключевые компоненты, содержащие иммерсивные методы виртуальной реальности (VR), цифровые методы и методы цифровой геймификации.
В статье предлагается модель формирования иноязычных компетенций посредством гибридного использования элементов традиционных и классических коммуникативных методов в новационной парадигме, основанной на технологиях искусственного интеллекта (AI) и цифровых (digital) технологиях. Доказано, что модель взаимодействия новационной парадигмы с элементами традиционной и классической коммуниктивной парадигм является не их заменой, а полипарадигмальной синергией, приводящей к наиболее эффективным результатам обучения.
Подчеркивается, что для достижения синергетического результата необходимы организация непрерывного профессионального развития преподавателей, ликвидация их цифрового неравенства, соблюдение этических норм в оценке контента используемых тематических и текстовых материалов, овладение инновационной парадигмой, представленной широким спектром индивидуализированных, адаптивных, интерактивных, иммерсивных цифровых гейминговых технологий.
Об авторе
И. Л. ПлужникРоссия
Ирина Ленаровна Плужник, профессор Академического департамента Школы права и управления, доктор педагогических наук, профессор,
625003, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6
Список литературы
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). — СПб.: Златоуст, 1999. — 472 с.
2. Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе: сборник / под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. — М.: Педагогика, 1973. — 256 с.
3. Аракин В. Д. Сравнительная типология английского и русского языков: учебное пособие. — 3-е изд. — М.: Физматлит, 2005. — 232 с.
4. Беляев Б. В. К вопросу о сознательном обучении иностранным языкам // Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам: сборник статей / под ред. В. А. Артемова, И. В. Карпова, И. В. Рахманова. — М.: Учпедгиз, 1947. — С. 89—92.
5. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.
6. Тестов В. А. Переход к новой образовательной парадигме в условиях сетевого пространства // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. — 2012. — № 4—1. — С. 50—56.
7. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам: обзор основных направлений методической мысли в России / под ред. Л. В. Московкина. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 235 с.
8. Эдукология: монография / под ред. М. П. Карпенко. — М.: АЭО, 2020. — 457 с.
9. ChatGPT and Generative AI within Law Firms. — Thomson Reuters Institute, 2023. — 18 p.
10. Hon. Katherine B. Forrest. The Ethics and Challenges of Legal Personhood for AI // The Yale Law Journal Forum. — 2024. — P. 1175—1211.
11. Kilpatrick W. H. The Project Method: The Use of the Purposeful Act in the Educative Process. — New York City: Teachers College, Columbia University, 1929. — 18 p.
12. Prabhu N. S. Second Language Pedagogy. — Oxford University press, 1987. — 156 p.
13. Scott Thornbury. Scott Thornbury’s 30 Language Teaching Methods. Cambridge Handbooks for Language Teachers: Scott Thornbury. — Cambridge University press, 2017. — 130 p.
Рецензия
Для цитирования:
Плужник И.Л. Полипарадигмальность иноязычного образования в эпоху искусственного интеллекта: новации и вызовы. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2025;(10):20-30. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.134.10.020-030
For citation:
Pluzhnik I.L. Multi-paradigmatic Approach to Foreign Language Education in the Era of Artificial Intelligence: Innovations and Challenges. Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)). 2025;(10):20-30. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.134.10.020-030






















