Preview

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Расширенный поиск

Полипарадигмальность иноязычного образования в эпоху искусственного интеллекта: новации и вызовы

https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.134.10.020-030

Аннотация

Современный этап развития методики преподавания иностранных языков в вузе характеризуется направленностью на внедрение технологий искусственного интеллекта, что делает необходимым переосмысление и трансформацию подходов к обучению и преподаванию в этой области для повышения их эффективности на основе полипарадигмальности — взаимодействия различных методических систем — парадигм. Автор уточняет содержание и структуру постклассической новационной парадигмы и выявляет ее ключевые компоненты, содержащие иммерсивные методы виртуальной реальности (VR), цифровые методы и методы цифровой геймификации.

В статье предлагается модель формирования иноязычных компетенций посредством гибридного использования элементов традиционных и классических коммуникативных методов в новационной парадигме, основанной на технологиях искусственного интеллекта (AI) и цифровых (digital) технологиях. Доказано, что модель взаимодействия новационной парадигмы с элементами традиционной и классической коммуниктивной парадигм является не их заменой, а полипарадигмальной синергией, приводящей к наиболее эффективным результатам обучения.

Подчеркивается, что для достижения синергетического результата необходимы организация непрерывного профессионального развития преподавателей, ликвидация их цифрового неравенства, соблюдение этических норм в оценке контента используемых тематических и текстовых материалов, овладение инновационной парадигмой, представленной широким спектром индивидуализированных, адаптивных, интерактивных, иммерсивных цифровых гейминговых технологий.

Об авторе

И. Л. Плужник
Тюменский государственный университет
Россия

Ирина Ленаровна Плужник, профессор Академического департамента Школы права и управления, доктор педагогических наук, профессор,

625003, г. Тюмень, ул. Володарского, д. 6



Список литературы

1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). — СПб.: Златоуст, 1999. — 472 с.

2. Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в средней школе: сборник / под ред. А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбова. — М.: Педагогика, 1973. — 256 с.

3. Аракин В. Д. Сравнительная типология английского и русского языков: учебное пособие. — 3-е изд. — М.: Физматлит, 2005. — 232 с.

4. Беляев Б. В. К вопросу о сознательном обучении иностранным языкам // Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам: сборник статей / под ред. В. А. Артемова, И. В. Карпова, И. В. Рахманова. — М.: Учпедгиз, 1947. — С. 89—92.

5. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — 223 с.

6. Тестов В. А. Переход к новой образовательной парадигме в условиях сетевого пространства // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. — 2012. — № 4—1. — С. 50—56.

7. Традиции и новации в методике обучения иностранным языкам: обзор основных направлений методической мысли в России / под ред. Л. В. Московкина. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 235 с.

8. Эдукология: монография / под ред. М. П. Карпенко. — М.: АЭО, 2020. — 457 с.

9. ChatGPT and Generative AI within Law Firms. — Thomson Reuters Institute, 2023. — 18 p.

10. Hon. Katherine B. Forrest. The Ethics and Challenges of Legal Personhood for AI // The Yale Law Journal Forum. — 2024. — P. 1175—1211.

11. Kilpatrick W. H. The Project Method: The Use of the Purposeful Act in the Educative Process. — New York City: Teachers College, Columbia University, 1929. — 18 p.

12. Prabhu N. S. Second Language Pedagogy. — Oxford University press, 1987. — 156 p.

13. Scott Thornbury. Scott Thornbury’s 30 Language Teaching Methods. Cambridge Handbooks for Language Teachers: Scott Thornbury. — Cambridge University press, 2017. — 130 p.


Рецензия

Для цитирования:


Плужник И.Л. Полипарадигмальность иноязычного образования в эпоху искусственного интеллекта: новации и вызовы. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2025;(10):20-30. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.134.10.020-030

For citation:


Pluzhnik I.L. Multi-paradigmatic Approach to Foreign Language Education in the Era of Artificial Intelligence: Innovations and Challenges. Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)). 2025;(10):20-30. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.134.10.020-030

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-5998 (Print)
ISSN 2782-6163 (Online)