Уголовно-правовые риски использования приложений для заказа товаров и коммерческих услуг
https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.129.5.112-121
Аннотация
Статья является продолжением цикла работ, посвященных описанию уголовно-правовых рисков использования мобильных приложений: рисков претерпевания вреда в результате совершения преступлений и рисков причинения вреда при неочевидности противоправности. Настоящая работа содержит объяснение разницы в деятельности по выявлению рисков между деяниями, совершаемыми с использованием мобильных приложений, и деяниями, в целом совершаемыми с использованием сети Интернет. В ходе исследования установлено, что все анализируемые приложения для заказа товаров или коммерческих услуг объединены возможностью осуществления платежей и поэтому по потенциальным рискам наиболее соответствуют приложениям мобильного банкинга, однако по безопасности им уступают. В приложениях для заказа товаров или коммерческих услуг эксплуатант нередко напрямую взаимодействует с соответствующим поставщиком, определяя существенные условия заключаемых ими сделок. Такая специфика обусловливает самый главный уголовно-правовой риск претерпевания вреда — совершение хищений. К рискам причинения вреда относится приобретение через маркетплейсы ограниченных в обороте предметов. Связано это с тем, что через такие приложения коммуницируют самые разнообразные лица по поводу самых разнообразных товаров, работ и услуг, состав, содержание и исполнение которых могут противоречить законодательству РФ.
Об авторе
А. А. БимбиновРоссия
Арсений Александрович Бимбинов, доцент кафедры уголовного права, кандидат юридических наук, доцент,
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Список литературы
1. Бимбинов А. А. Преступления с использованием мобильного банкинга // Уголовный процесс. — 2024. — № 10 (238). — С. 70—75.
2. Бимбинов А. А. Уголовно-правовые риски использования мобильных приложений для знакомств // Всероссийский криминологический журнал. — 2024. — Т. 18. — № 2. — С. 181—190.
3. Alnawas I., Aburub F. The effect of benefits generated from interacting with branded mobile apps on consumer satisfaction and purchase intentions // Journal of Retailing and Consumer Services. — 2016. — Vol. 31. — P. 313—322.
4. Bimbinov A. A. Criminal Prohibitions when Using Mobile Applications // Kutafin Law Review. — 2024. — Vol. 11. — No. 3. — P. 514—533. — DOI: 10.17803/2713-0533.2024.3.29.514-533.
5. Fang Y. An app a day keeps a customer connected: Explicating loyalty to brands and branded applications through the lens of affordance and service-dominant logic // Information & Management. — 2019. — Vol. 56. — P. 377—391.
6. Kim E., Lin J., Sung Y. To app or not to app: Engaging consumers via branded mobile apps // Journal of Interactive Advertising. — 2013. — Vol. 13. — P. 53—65.
7. Kim J., Yu E. A. The holistic brand experience of branded mobile applications affects brand loyalty // Social Behavior and Personality. — 2016. — Vol. 44. — P. 77—88.
8. Kopalle P. K., Kumar V., Subramaniam M. How legacy firms can embrace the digital ecosystem via digital customer orientation // Journal of the Academy of Marketing Science. — 2020. — Vol. 48. — P. 114—131.
9. Kübler R., Pauwels K., Yildirim G., Fandrich T. App popularity: Where in the world are consumers most sensitive to price and user ratings? // Journal of Marketing. — 2018. — Vol. 82. — P. 20—44.
10. Kumar D. S., Purani K., Viswanathan S. A. Influences of “appscape” on mobile app adoption and m-loyalty // Journal of Retailing and Consumer Services. — 2018. — Vol. 45. — P. 132—141.
11. Lee S. A. M-servicescape: Effects of the hotel mobile app servicescape preferences on customer response // Journal of Hospitality and Tourism Technology. — 2018. — Vol. 9. — P. 172—187.
12. Piccoli G., Brohman M. K., Watson R. T., Parasuraman A. Process completeness: Strategies for aligning service systems with customers’ service needs // Business Horizons. — 2009. — Vol. 52. — P. 367—376.
13. Stocchi L., Pourazad N., Michaelidou N., Tanusondjaja A., Harrigan P. Marketing research on Mobile apps: past, present and future // J Acad Mark Sci. — 2022. — Vol. 50 (2). — P. 195—225. — DOI: 10.1007/s11747-021-00815-w.
14. Tseng T. H., Lee C. T. Facilitation of consumer loyalty toward branded applications: The dual-route perspective // Telematics and Informatics. — 2018. — Vol. 35. — P. 1297—1309.
15. Wu L. Factors of continually using branded mobile apps: The central role of app engagement // International Journal of Internet Marketing and Advertising. — 2015. — Vol. 9. — P. 303—320.
Рецензия
Для цитирования:
Бимбинов А.А. Уголовно-правовые риски использования приложений для заказа товаров и коммерческих услуг. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2025;(5):112-121. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.129.5.112-121
For citation:
Bimbinov A.A. Criminal Law Risks of Using Applications to Order Goods and Commercial Services. Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)). 2025;(5):112-121. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.129.5.112-121