Конституционно-правовой принцип единства системы публичной власти в Российской Федерации: становление и развитие
https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.94.6.151-159
Аннотация
В статье представлены существующие в научной литературе точки зрения на понятие «публичная власть». При их рассмотрении автор выделяет и обосновывает 2 этапа: до принятия Конституции РФ 1993 г. и после внесения в нее поправок в июле 2020 г. На первом этапе публичная власть отождествлялась с властью государственной. На втором этапе термин «публичная власть» в Конституции России употребляется в качестве обобщающего понятия, включающего в себя государственные органы и органы местного самоуправления, которые, взаимодействуя между собой, действуют как властная вертикаль на разных уровнях и, дополняя друг друга, обеспечивают единство системы публичной власти в Российской Федерации. Автор обосновывает вывод о том, что понятие публичной власти, принцип единства ее системы и иные вопросы, вытекающие из конституционно-правового регулирования, получили свое развитие в законодательных актах. Анализируются нормативные акты, решения Конституционного Суда РФ по рассматриваемому вопросу и делаются соответствующие выводы.
Об авторе
Р. Р. ШайхутдиноваРоссия
аспирант кафедры конституционного и муниципального права
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Список литературы
1. Авакьян С. А. Конституционное право России : учебный курс : учебное пособие : в 2 т. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма ; Инфра-М, 2020. — Т. 1. — 864 с.
2. Авакьян С. А. Структура публичной власти в России: проблемы формирования и развития // Вестник Сибирского юридического института МВД России. — 2018. — № 4 (33). — С. 7—13.
3. Ким А. И. Государственная власть и народное представительство в СССР. — Томск : Изд-во Томского ун-та, 1975.
4. Комарова В. В. Механизм непосредственной демократии современной России (система и процедуры). — М. : Формула права, 2006. — 560 c.
5. Лебедев В. А. Государственная власть как форма выражения публичной власти // Вестник Челябинского государственного университета. — 2010. — № 25. — С. 5—9.
6. Лебедев В. А. Народовластие и публичная власть // Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 3. — С. 3—6.
7. Султанов Е. Б. Конституционные основы единства публичной власти в Российской Федерации // Ученые записки Казанского университета. — Серия: Гуманитарные науки. — 2020. — Т. 162. — № 2. — С. 9—16.
8. Упоров И. В., Шеуджен Н. А., Швец А. А. Публичная власть как социальный институт и признак государства: социально-правовая природа и генезис в динамике концептуальных подходов // Право и практика. — 2021. — № 1. — С.24—30.
9. Чертков А. Н. Публичная власть: состав, единство и сущность взаимодействия // Конституционное и муниципальное право. — 2020. — № 10. — С. 19—23.
10. Чиркин В. Е. Публичная власть в современном обществе // Журнал российского права. — 2009. — № 7 (151). — С. 3—13.
Рецензия
Для цитирования:
Шайхутдинова Р.Р. Конституционно-правовой принцип единства системы публичной власти в Российской Федерации: становление и развитие. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022;(6):151-159. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.94.6.151-159
For citation:
Shaykhutdinova R.R. Constitutional and Legal Principle of Unity of the System of Public Power in the Russian Federation: Formation and Development. Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)). 2022;(6):151-159. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.94.6.151-159