Правовые механизмы саморегулирования и их влияние на цифровые технологии
https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.92.4.168-176
Аннотация
В последние годы мы наблюдаем, что в различных правопорядках, в том числе и в рамках российского правового регулирования рассматриваемых общественных отношений, происходит движение в пользу усиления положений так называемого мягкого права. Мягкое право — это квазилегальный, необязательный закон, который в основном ориентирован на защиту потребителей и (или) пользователей в цифровых вопросах. Примечательно, что, хотя мягкое право не является юридически обязательным, этот факт не означает, что оно полностью лишено юридической силы. Следует признать возможность того, что субъекты предпринимательской деятельности и иные субъекты профессиональной деятельности также могут преследовать общие интересы. Основными проблемами правового регулирования являются: соотношение государственного регулирования и саморегулирования; правомерность распространения государственного суверенитета на виртуальное пространство; выработка единообразного понятийного аппарата в сфере электронной коммерции; идентификация участников электронной коммерции, электронного документооборота и электронной сделки; юрисдикция и применимое право в сфере электронной коммерции; обеспечение безопасности информационного обмена. Определенные стандарты и правила саморегулируемых организаций как нормативные инструменты, созданные этими субъектами, также могут быть важным инструментом для государственного управления в сфере реализации цифровых технологий.
Ключевые слова
Об авторе
О. В. СушковаРоссия
доцент кафедры информационного права и цифровых технологий, доцент кафедры предпринимательского и
корпоративного права; кандидат юридических наук, доцент
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Список литературы
1. Журина И. Г. Гражданско-правовой статус саморегулируемых организаций в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2009.
2. Карев Я. А. Электронные документы и сообщения в коммерческом обороте: правовое регулирование. — М., 2006.
3. Лаптев В. А. Корпоративное право: правовая организация корпоративных систем : монография. — М. : Проспект, 2019.
4. Лескова Ю. Г. Концептуальные и правовые основы саморегулирования предпринимательских отношений. — М. : Статут, 2013. — 328 с.
5. Савельев А. И. Электронная коммерция в России и за рубежом: правовое регулирование. — М., 2016.
6. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности: единство и дифференциация : монография / отв. ред. И. В. Ершова. — М. : Норма ; Инфра-М, 2015.
7. Сушкова О. В. Саморегулирование в электронной коммерции: проблемы и перспективы развития // Право и бизнес: правовое пространство для развития бизнеса в России : монография : в 4 т. — М. : Проспект, 2020. — Т. 1 / отв. ред. С. Д. Могилевский, Ю. Г. Лескова, С. А. Карелина [и др.].
8. Тарасенко О. А. Тенденции правоприменительной практики в сфере саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в России // Предпринимательское право. — 2018. — № 4. — С. 29—41.
9. Тедеев А. А. Электронная коммерция (электронная экономическая деятельность): правовое регулирование и налогообложение. — М., 2002.
10. Barkatullah A. H., Djumadi, A. Does self-regulation provide legal protection and security to e-commerce consumers? // Electronic Commerce Research and Applications. — 2018. — № 30. — Р. 94—101.
11. Black J. Constitutionalising self-regulation // Modern Law Review. — 1996. — № 59 (1). — Р. 24—55.
Рецензия
Для цитирования:
Сушкова О.В. Правовые механизмы саморегулирования и их влияние на цифровые технологии. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2022;(4):168-176. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.92.4.168-176
For citation:
Sushkova O.V. Legal Mechanisms of Self-Regulation and their Impact on Digital Technologies. Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)). 2022;(4):168-176. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2311-5998.2022.92.4.168-176