Институт уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации: проблемы становления и перспективы развития
https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.80.4.155-163
Аннотация
В статье оцениваются изменения федерального законодательства 2015 и 2020 гг., касающиеся уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, в контексте Венецианских и Парижских принципов. Проанализированы три основные тенденции развития института уполномоченных по правам человека в субъектах РФ — обеспечение их независимости на региональном уровне, расширение их функций и компетенции, встраивание их в систему уполномоченных по правам человека в России. Автор отмечает потенциал института уполномоченных по правам человека для продвижения принципа правового государства в России. Сделан вывод о том, что произошедшие в федеральном законодательстве изменения свидетельствуют об институционализации уполномоченных по правам человека на региональном уровне в России, о повышении авторитета данной должности в субъектах РФ и придании нового импульса развитию обозначенного института.
Об авторе
В. В. РуденкоРоссия
Руденко Валентина Викторовна - доцент кафедры конституционного права УрГЮУ, кандидат юридических наук.
620090, Екатеринбург, ул. ул. Комсомольская, 21.
Список литературы
1. Баранов В. М., Баранова М. В. Доктринальная экспертная оценка содержания и техники Федерального закона «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» // Вестник Саратовской государственной юридической академии. — 2020. — № 3 (134). — С. 15—28.
2. Бузенкова О. Ю., Сунгуров А. Ю. Институт уполномоченного по правам человека в РФ и субъекте РФ: развитие нормативной основы их деятельности и взаимодействия // Вестник Марийского государственного университета. — Серия «Исторические науки. Юридические науки». — 2017. — Т. 3. — № 4 (12). — С. 47—49.
3. Колобова Т. В. Содействие института омбудсмена устойчивому развитию регионов (экологический аспект) // Право: история и современность. — 2019. — № 1. — С. 79—86.
4. Кудрявцев М. А. Институт парламентского уполномоченного по правам человека в России: проблемы становления и развития // Труды Института государства и права РАН. — 2019. — Т. 12. — № 3. — С. 101—122.
5. Москалькова Т. Н. О совершенствовании законодательного обеспечения деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. — 2018. — № 1. — С. 4—7.
6. Репин В. В. Институт уполномоченного по правам человека как дополнительная гарантия государственной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина // Государственно-правовые исследования. — 2020. — Вып. 3. — С. 65—74.
7. Синцов Г. В., Феоктистов Д. Е. Вопросы административной ответственности за воспрепятствование деятельности уполномоченных по правам человека // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2019. — № 2. — С. 162—168.
8. Филиппова Н. А. Институционализация правового просвещения в Российской Федерации // Политэкс. — 2019. — Т. 15. — № 1. — С. 36—44.
9. Oosting M. Protecting the Integrity and Independence of the Ombudsman Institution: the Global Perspective // The International Ombudsman Yearbook. — 2001. — Vol. 5. — P. 15—31.
Рецензия
Для цитирования:
Руденко В.В. Институт уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации: проблемы становления и перспективы развития. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021;(4):155-163. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.80.4.155-163
For citation:
Rudenko V.V. The institution of the human rights commissioners in the subjects of the Russian Federation: problems of formation and the development prospects. Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)). 2021;(4):155-163. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.80.4.155-163