Preview

Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Расширенный поиск

Использование искусственного интеллекта: методические риски при обучении иностранному языку студентов юридического вуза

https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.134.10.120-130

Аннотация

В настоящее время наблюдается бурное развитие нейросетей в различных сферах жизни. За считанные секунды инструменты искусственного интеллекта по запросу пользователя готовы сгенерировать планы уроков, презентации, тексты, учебные материалы и проч. Чат-боты способны не только ответить на вопрос и предоставить необходимый комментарий, но и дать рекомендации по улучшению выполняемых заданий. В связи с этим в преподавательско-педагогической среде возникает вопрос: может ли преподаватель иностранного языка не просто противостоять методическим рискам, неизбежно возникающим в процессе цифровизации высшего образования, но и сделать ИИ своим надежным помощником, а образовательный процесс — благодаря достижениям науки и техники — более качественным и эффективным. В статье авторы делают попытки разобраться в данной проблеме, а также приводят примеры методической работы со студентами юридического вуза, изучающими иностранный язык в условиях развития ИИ.

Внедрение ИИ в образовательный процесс действительно открывает новые возможности для обучения иностранным языкам, однако сопряжено с рядом методических рисков. В статье рассматриваются ключевые проблемы, связанные с использованием ИИ в преподавании иностранного языка студентам-юристам, включая снижение роли преподавателя, недостаточную адаптацию к профессиональной лексике, риски некорректного перевода и некоторые этические аспекты. В целях повышения эффективности образовательного процесса предлагаются рекомендации по минимизации данных рисков.

Об авторах

О. И. Габуния
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Россия

Ольга Ивановна Габуния, доцент кафедры английского языка, кандидат филологических наук,

125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9



Н. В. Ежова
Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА); Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы
Россия

Наталия Федоровна Ежова, доцент кафедры английского языка,

доцент кафедры иностранных языков, кандидат филологических наук, доцент,

125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9



Список литературы

1. Духанина Л. Н., Максименко А. А. Проблемы имплементации искусственного интеллекта в сфере образования // Перспективы науки и образования. — 2020. — № 4 (46). — С. 23—35.

2. Иванова А. П. Искусственный интеллект в сфере права и юридической практике: основные проблемы и перспективы развития // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. — Серия 4: Государство и право. — 2021. — № 1. — С. 90—98.

3. Курьян С. М., Петрушкевич М. А. Этические принципы применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе // МНКО. — 2025. — № 2 (111).

4. Лукичев П. М., Чекмарев О. П. Применение искусственного интеллекта в системе высшего образования // Вопросы инновационной экономики. — 2023. — Т. 13. — № 1. — С. 485—502.

5. Сысоев П. В. Персонализированное обучение на основе технологий искусственного интеллекта: насколько готовы современные студенты к новым возможностям получения образования // Высшее образование в России. — 2025. — Т. 34. — № 2. — С. 51—71.

6. Титова С. В. Технологические решения на базе искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам: аналитический обзор // Вестник Моск. ун-та. — Сер. 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. — 2024. — Т. 27. — № 2. — С. 18—37.

7. Шишкова А. В., Никитин С. А. Технологии искусственного интеллекта и роботизация в инклюзивном образовании: проект применения и этические аспекты //Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика: материалы 1-й Международной научно-практической конференции. — М., 2017. — Т. 4. — С. 296—306.


Рецензия

Для цитирования:


Габуния О.И., Ежова Н.В. Использование искусственного интеллекта: методические риски при обучении иностранному языку студентов юридического вуза. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2025;(10):120-130. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.134.10.120-130

For citation:


Gabunija O.I., Ezhova N.F. The Use of Artificial Intelligence: Methodology Risks in Foreign Language Teaching to Law University Students. Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)). 2025;(10):120-130. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.134.10.120-130

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2311-5998 (Print)
ISSN 2782-6163 (Online)