Социокультурный компонент и культурно-исторические реалии в процессе обучения профессиональному иностранному языку для учащихся юридического вуза (на примерах немецкого языка)
https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.134.10.111-119
Аннотация
В научной статье автор подробно рассматривает социокультурной компонент, а также культурно-исторические реалии в рамках обучения иностранному языку (немецкому) для обучающихся юридических вузов. В исследовании отмечается, что знание иностранного языка является недостаточным для успешной коммуникации, так как необходимо понимать культурную специфику, а также исторический контекст. В работе анализируются методы адаптации социокультурных аспектов в учебном процессе, что включает применение аутентичных материалов, тематических дискуссий, а также игрового моделирования. В научной работе приводятся успешные примеры, которые иллюстрируют взаимосвязь немецкой правовой системы, а также культурной специфики при изучении иностранного языка (немецкого). Рассматриваются в том числе и преимущества социокультурного подхода в рамках формирования межкультурной компетенции обучающихся. Автор приходит к выводу, что в настоящее время важно адаптировать учебные программы с учетом современных реалий и требований в контексте процесса глобализации.
Об авторе
М. А. БирюковаРоссия
Марина Анатольевна Бирюкова, заведующий кафедрой иностранных языков, кандидат культурологии, доцент,
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Список литературы
1. Балаян Н. Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки студентов юридического вуза в контексте глобализации // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: сборник материалов IX Междунар. науч.-практ. конф., Москва, 21 марта 2022 г. — М., 2022. — С. 41—46.
2. Бессараб Т. П. Иностранный язык как способ профессиональной подготовки студентов-юристов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. — 2015. — С. 136—138.
3. Протасова Н. А., Ессина И. Ю., Ефимова И. И., Семенова Э. В. Иностранный язык как компонент профессиональной подготовки специалиста-юриста. — М.: Юрист, 2015.
4. Фокина С. П. Развитие культурного интеллекта обучающихся юридических вузов средствами иностранного языка // Современный ученый. — 2019. — № 5. — С. 62—66.
5. Чигарькова С. В. Солдатова Г. У. Культурный интеллект как социально-психологический феномен: обзор концепции // Национальный психологический журнал. — 2018. — № 4 (32). — С. 27—38.
6. Шарнаускене Т. В., Михеева Н. Н., Фролагина Н. П. Социокультурный подход в практике иноязычного общения (на примере текстов по юриспруденции) // Теория и практика иностранного языка в высшей школе. — 2020. — № 16. — С. 101—109.
7. Ang S., Van Dyne Linn. Handbook of cultural intelligence: theory, measurement, and applications // Routledge. — 2015. — 414 p.
8. Currier K. A. The Study of Law: a Critical Thinking Approach (Aspen College). 4th ed. by Katherine A. Currier. — Walters Kluwer. — 2015. — 702 p.
9. Gudykunst W. B. Handbook of international and Intercultural Communication. — 2nd ed. — Thousand Oaks, CA: Sage Publications, Inc. 2001. — 500 p.
10. Hackney Blackwell Amy. The Essential law dictionary. — Sphinx publishing, an Imprint of Sourcebooks, Inc., 2008. — 562 p.
11. Klein S. L. Legal Education in the United States and England: a Comparative analysis Loyola of Los Angeles International and Comparative Law Review. — Vol. 13. — Loy. L. A. Int‘l & Comp. L. J., 1991. — P. 601—641.
Рецензия
Для цитирования:
Бирюкова М.А. Социокультурный компонент и культурно-исторические реалии в процессе обучения профессиональному иностранному языку для учащихся юридического вуза (на примерах немецкого языка). Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2025;(10):111-119. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.134.10.111-119
For citation:
Birjukova M.A. Sociocultural Component and Cultural-Historical Realities in the Process of Teaching a Professional Foreign Language to Students of a Law School (Based on the Examples of the German Language). Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)). 2025;(10):111-119. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.134.10.111-119






















