Общественная опасность и уголовно-правовая оценка фальсификации национальной истории в компьютерных играх
https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.129.5.084-092
Аннотация
Статья посвящена уголовно-правовой оценке фальсификации истории в компьютерных играх, которые сегодня наряду с социальными сетями, интернет-порталами, видеохостингами, новостными сайтами стали дополнительной коммуникационной площадкой для обмена данными среди пользователей информационных технологий. Согласно исследованиям международных компаний, количество игроков постоянно увеличивается, охватывая разные возрастные группы и регионы, что подтверждает массовый характер игровой индустрии. Особо распространены среди молодого поколения компьютерные игры, сюжет которых связан с событиями Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. В этой связи в статье сформулированы предложения по квалификации действий, фальсифицирующих исторические факты, содержащиеся в компьютерных играх. Обращается внимание на неопределенность правовой природы компьютерных игр, отсутствие регламентации разработки и определения содержания игровых продуктов, что порождает сложности уголовно-правовой оценки искажения информации об исторических событиях в играх.
Сохранение исторической памяти является стратегическим интересом России, обеспечить который позволит только комплексный подход, включающий уголовно-правовой механизм противодействия фальсификации истории.
Об авторах
Ю. В. ГрачеваРоссия
Юлия Викторонва Грачева, профессор кафедры уголовного права, доктор юридических наук, профессор,
125993 Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Ю. В. Чалышева
Россия
Юлия Владимировна Чалышева, аспирант кафедры уголовного права, первый заместитель председателя Совета молодых ученых МГЮА,
125993 Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Список литературы
1. Архипов В. В., Васильев А. А., Андреев Н. Ю., Печатнова Ю. В. Компьютерные игры в юридических исследованиях: к вопросу о предпосылках модели регулирования // Вестник Санкт-Петербургского университета. — Право. — 2023. — Т. 14. — № 1. — С. 5—21.
2. Белов С. И. Компьютерные игры как инструмент реализации политики памяти (на примере отображения событий Великой Отечественной войны в видеоиграх) // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Политология. — 2018. — Т. 20. — № 1. — С. 96—104.
3. Белов С. И., Кретова А. А. Компьютерные игры как ресурс реализации политики памяти: практический опыт и скрытые возможности (на материалах позиционирования событий Великой Отечественной войны) // Вестник Московского государственного областного университета. — 2020. — № 1. — C. 54—63.
4. Воронова О. Е. Историческая политика Российской Федерации // Вопросы истории. — 2021. — № 11–3. — С. 282—287.
5. Грибан И. В., Грибан О. Н. Играя в прошлое: репрезентация Второй мировой войны в компьютерных играх и проблема сохранения исторической памяти // Преподавание истории в школе. — 2020. — № 5. — С. 41—47.
6. Дамаскин О. В., Красинский В. В. Информационное противодействие фальсификации истории и реабилитации нацизма // Государство и право. — 2021. — № 6. — С. 147—157.
7. Кабыткина И. Б., Володина А. Я. Историческая правда как предмет фальсификации в современных политических условиях // Международный научно-исследовательский журнал. — 2023. — № 5 (131). — С. 1—4.
8. Лушин А. Н. Фальсификация истории: теоретический подход к проблеме (на примере России) // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2013. — № 23. — С. 21—25.
9. Москалев Г. Л. Охрана исторической правды: новая задача российского права // Журнал Сибирского федерального университета. — Гуманитарные науки. — 2022. — № 15 (8). — С. 1070—1081.
10. Пестерева Ю. С., Пошелов П. В., Рагозина И. Г., Чекмезова Е. И. Уголовно-правовая характеристика способов обмена информацией в социальных сетях на примере статей 148, 282, 3541 УК РФ // Вестник Томского государственного университета. — Право. — 2020. — № 35. — С. 112—121.
11. Пошелов П. В. Уголовно-правовая оценка реабилитации нацизма: дис. … канд. юрид. наук. — Омск, 2023. — 193 с.
12. Федорченко С. Н. Интерпретация событий Великой Отечественной войны в компьютерных играх: риски и перспективы легитимации режима через политику памяти // Постсоветские исследования. — 2020. — Т. 3. — № 5. — С. 427—438.
13. Федорченко С. Н., Тедиков Д. О., Теслюк К. В., Маркарян Р. А. Сетевые компьютерные игры в эпоху цифровизации: новые угрозы или потенциалы для реализации политики памяти? // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). — 2019. — № 3. — С. 73—78.
Рецензия
Для цитирования:
Грачева Ю.В., Чалышева Ю.В. Общественная опасность и уголовно-правовая оценка фальсификации национальной истории в компьютерных играх. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2025;(5):84-92. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.129.5.084-092
For citation:
Gracheva J.V., Chalysheva J.V. Social Danger and Criminal-Legal Assessment of Falsification of National History in Computer Games. Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)). 2025;(5):84-92. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2311-5998.2025.129.5.084-092