Мера свободы субъекта — адресата генетического просвещения в контексте его содержания
https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.83.7.079-086
Аннотация
Статья посвящена проблеме свободы субъекта — адресата генетического просвещения. Цель статьи: раскрыть и осмыслить особенности содержания генетического просвещения; сравнить генетическое просвещение с правовым и медицинским, выделить сходные и различные черты между ними; сформировать представление о способе и методе правового и социального регулирования генетического просвещения.
В исследовании рассматриваются две теоретические модели осмысления меры свободы использования информации о генетических данных: 1) представления обязательной информации в области генетики;
2) представления факультативной информации.
В контексте содержательных особенностей генетического просвещения исследуется категория «геномное просвещение» в соотношении с санитарным (медицинским) и правовым просвещением. Отмечается, что генетическое просвещение является инновационным по своей природе и обладает такими чертами, как междисцплинарность, узконаправленность и содержательная ограниченность, проактивность.
В заключении обозначается необходимость проведения специализированного исследования контента, контроля и коммуникации при осуществлении узконаправленного генетического просвещения.
Ключевые слова
Об авторе
М. В. ВоронинРоссия
Воронин Максим Валерьевич - доцент кафедры теории государства и права и политологии юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова; доцент Департамента международного и публичного права юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ, кандидат юридических наук, доцент.
119991, Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 13.
Список литературы
1. Борьба с генетическими заболеваниями : доклад Секретариата Всемирной организации здравоохранения от 21 апреля 2005 г. // URL:https://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/EB116/B116_3-ru.pdf (дата обращения: 15 февраля 2021 г.).
2. Воронин М. В. Мера свободы субъекта права в определении режима использования данных на примере генетической информации // Законодательство. — 2020. — № 12. — С. 16—21.
3. Дорохин В. М. Методология науки и техники. — М. : Спутник+, 2019. — 704 с.
4. Колесникова К. Генетика может стать курсом по выбору в школе // Российская газета. — 2020. 6 июня.
5. Международный форум «Развитие парламентаризма» : аналитические материалы к рабочим мероприятиям Форума. Москва, 1—3 июля 2019 г. — М., 2019. — 162 с.
6. Рассолов И. М., Чубукова С. Г., Микурова И. В. Анализ возможного применения к регулированию отношений по поводу генетической информации институтов персональных данных, личной тайны, врачебной тайны // Lex russica. — 2020. — № 4. — С. 143—151.
7. Санитарное просвещение // URL: https://www.grandars.ru/college/medicina/sanitarnoe-prosveshchenie.html (дата обращения: 15 января 2021 г.).
8. Rassolov I. M., Chubukova S. G., Mokhov A. A., Shagieva R. V. Genetic information and personal data under conditions digital transformation // International Journal of Psychosocial Rehabilitation. — 2020. — № 7. — Р 284—292.
Рецензия
Для цитирования:
Воронин М.В. Мера свободы субъекта — адресата генетического просвещения в контексте его содержания. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021;(7):79-86. https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.83.7.079-086
For citation:
Voronin M.V. The measure of freedom the subject-addressee of genetic education: the content of genetic education. Courier of Kutafin Moscow State Law University (MSAL)). 2021;(7):79-86. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/2311-5998.2021.83.7.079-086